БИБЛИОТЕКА ММ
"МОЛЧАНИЕ"
автор Наталья Маруся Токарева
Я очень, очень давно хотела подступиться к этому тексту. Вероятно, он даже не для вас, а для меня.
Причины, по которым студенты молчат.
Я как будто хочу оправдать тишину, понять её. Несмотря на то, что именно тишина - максимально неэффективная стратегия поведения в обучении. Особенно в форматах с обратной связью.
Признаюсь, я её - тишину - плохо выдерживаю. Поэтому исследую и размышляю. Даю внутри себя право на такую тишину. Но бесит все равно, потому что неэффективно.
Ужасно. Максимально неэффективно.
Но, как говорится мной - лучше хреново, чем никак.
Если все-таки хочется не хреново - читайте и наблюдайте за собой. А для пользы СЕБЕ - пишите коммент.
Тишина в блоге - чуть другая история, кстати.
Первое и вполне очевидное - страх выглядеть глупо. Особенно в сравнении с другими. Страшно получить осуждение.
Понятный и вполне привычный, даже не осознаваемый страх услышать «стыдно этого не знать»
Страх ляпнуть.
Невпопад. А вдруг вопрос вообще на по теме.
Установки из детства.
Молчи, когда взрослые говорят. Молчи и слушай. Пассивное слушание ещё и в школе навязывается как жёсткий навык.
Если я спрошу - это вызов авторитету преподавателя. Хотя мне непонятно, как это может быть.
Лень.
Ожидание «блюдечка с голубой каёмочкой». Нежелание разбираться.
Из такой позиции люди ждут, пока другие зададут вопрос.
Потребительский вариант, минимизация собственных усилий.
В слове потребительский нет негативной коннотации. Просто факт.
Перегруз.
Инфы так много, что в какой-то момент непонятно, о чем бы спросить.
Но если вопросы и позже не появляются - значит, включается что-то ещё.
Иногда маятник уходит в противоположную сторону и человек может начинать бесконечно спорить с наставником, что небо не голубое, а зелёное.
Такая стратегия тоже не приносит результатов, в споре не рождается истина. В споре инициатор всегда старается встать на голову оппонента. И здесь обучение заканчивается.
Размышлять, задавать вопросы и спорить - эти разные позиции. Из разных состояний.
Попробуйте понаблюдать за собой.
А я пока приведу несколько аргументов, напишу, почему же молчание не приносит достойных результатов.
❌Накопление пробелов - недопониманий. Потом к ним сложно вернуться.
❌Замедление развития мышления - вопросы помогают обучиться структурировать информацию, искать ответы (задавать вопросы - себе в том числе, и искать на них ответы - вообще изумительный навык)
❌упускается возможность диалога и контакта с преподавателем, упущение шанса делать своё обучение более индивидуальным
❌ если студент молчит - преподаватель не знает, где трудности.
Никто не умеет читать мысли
❌молчание закрепляет позицию потребления знаний. Тут нет активного формирования, материал хуже усваивается
❌ молчание - барьер к уверенности, саморазвитию и проявленности
В мастерской есть правило
«Нет глупых вопросов»
Я всегда благодарна за вопросы, потому что они помогают глубже раскрывать тему.
Да, иногда могу отправить в поисковик - формируя навык самостоятельного поиска ответа. Но всегда с радостью и охотно отвечаю на вопросы, которые появляются.
всегда есть посты для вопросов. Всегда есть время на эфирах для них. Всегда есть поле «оставить комментарий»
Когда вы молчите - это всегда упущенная возможность. Всегда.
Даже сейчас.