БИБЛИОТЕКА ММ

В БИБЛИОТЕКУ

ВДОХНОВЕНИЕ

автор Наталья Маруся Токарева

 

Вдохновение определяю так:
Особое продуктивное состояние с высокой степенью концентрации без напряжения.

Я считаю процесс вдохновения управляемым.

Мы все стремимся к тому, чтобы нас посещало вдохновение, с ним всё становится ярким, приятным, захватывающим, в нём есть энергия, удовольствие, результаты!

Мы сидим на диване (стуле, табуретке) и говорим: "Я жду вдохновение!"
И ждём. Ждём. Продолжаем ждать.
Своеобразная игра в лотерею: "придёт - не придёт".

Все, кто ждёт вдохновение, у меня для вас новость - оно не приходит к тем, кто его просто ждёт!
Это бессмысленный процесс!

Вдохновение приходит только к тем, кто делает!

Да, действия, которые приводят к вдохновению - они у каждого бывают очень разные. Об это чуть позже.

Творческий подъём, поток, ресурсы - приходят только тогда, когда мы начинаем действовать, замечать, реагировать, искать, решать творческие задачки.

 

Для начала разберёмся - а что такое вдохновение? 
 

Вдохновение - состояние, при котором появляется мотивация что-то делать.
Особое состояние, при котором большая производительность и огромный подъём сил.
Концентрация без напряжения.

У меня вдох, я получила что-то и готова это отдавать.
Я так это вижу, если коротко.

Вдохновение не приходит, мы его создаём.
Всегда можем спровоцировать, создать для себя условия, в которых нас вдохновение посещает чаще. Для этого нам достаточно наблюдать за собой, наблюдать за тем, как у нас появляется вдохновение, в какие моменты, с помощью каких вещей.
И те процессы, которые мы уже прошли при подготовке - однозначно станут базой для вдохновения


На что мы реагируем - на сочетание цвета? На свет? На типаж модели? Что становится обычно спусковым крючком?
Для меня оказалось важным видеть горизонт, чувствовать определённые запахи, быть в определённом физическом состоянии. В результате я купила квартиру, из которой виден горизонт, практикую ароматерапию и делаю медитации.
Это не весь комплект, постоянно изучаю и воспроизвожу свои механизмы вдохновения.

 

Я работаю в разных творческих профессиях с 16 лет, меня всегда очень интересовало, а как в это состояние попадать?
Самые простые методы в моём окружении были деструктивными - через страдание, алкоголь, изменённое состояние сознания,
но мне очень не нравились такие стимуляторы.

Я была уверена уже тогда, что если можешь с алкоголем - можешь и без него, поэтому начала искать способы за счёт которых можно было бы в это состояние вписываться без душевных потрясений.

Здесь нужно отметить, что вдохновение через боль - это терапия.
И да, один из самых частых способов.

Страдания в юности приводили к творчеству многих из нас - песни или стихи о неразделённой любви, к примеру. Они очень облегчали процессы проживания. Лечили. Утешали. Терапевтировали.

Стоит ли на болезненных эмоциях строить своё творчество и уж тем более профессиональную деятельность?

Не думаю, что это хорошая идея.
Излечившись, обезболившись творчеством, человек получает облегчение, перестаёт страдать и перестаёт создавать.
Не умея творить иначе - начинает провоцировать в своей жизни локальные проблемы (зачастую совершенно неосознанно)

Я знаю людей, разрушавших свои отношения, чтобы только иметь возможность снова войти в дверь вдохновения через боль.

И я знаю прекрасных авторов, закончивших свою фотографическую блестящую карьеру в тот момент, когда с творчеством удалось прожить сложный период и наступало благополучие. Пройти через такой кризис непросто, потому что нужно заново искать способы вдохновиться.

 

Как создавать эти предпосылки для вдохновения?

Тут логично поговорить об источниках вдохновения.

Базовые источники очень простые, и именно из-за своей простоты
постоянно игнорируются:

качественное питание

физическая активность

полноценный сон

уединение
 

Но, на самом деле, если вы заглянете в себя поглубже, вы совершенно точно поймёте, что во время прогулок может прийти какая-то идея.

И невозможно чувствовать вдохновение полноценно, в хорошем состоянии, если вас что-то беспокоит, тревожит, пугает.
Или если у вас болит колено, оно будет на себя внимание оттягивать, если вы не выспались, то о качественном вдохновении на самом деле достаточно проблематично думать.

Хотя я знакома с человеком, доводившим себя до изнеможения отсутствием сна и входившим через это в изменённое состояние сознания, кончилось это истощением. Хотя пару глючных картин написал. Но цена вопроса…

 

Что еще?

Путешествия, перемещения, смена картинки

Вообще есть неожиданное психологическое обоснование, почему смена картинки приносит нам и отдых, и вдохновение.

Наши предки занимались собирательством и они постоянно куда-то шли
или даже бежали, а мы с вами очень мало перемещаемся.
Получается, что когда у нас меняется картинка, мы возвращаемся хотя бы немного вот к этому, базовому образу жизни и чувствуем некую стабильность.

 

Я всё никак понять не могла, а после этой информации мне стало ясно, почему я так люблю кататься.
Мне, чтобы отдохнуть, иногда достаточно сесть за руль и мы просто по городу катаемся, по окрестностям ездим.
Я отдыхаю от этого, полчаса/час и я другой человек. Оказывается у меня
в этот момент картинки меняются, причём другие: не студенческие и не фотографии.
Мозг перезагружается на природе и на архитектуре и это очень забавно. Когда я до этого допёрла, то очень сильно веселилась.

Еще один момент - при попадании в незнакомую среду отключаются автоматические программы (“бытовой сон”) и мы больше включены в реальность, больше её чувствуем и получаем больше энергии.
Кстати, такое можно практиковать и в привычной обстановке - достаточно выйти из “спящего режима” и начать чувствовать, что происходит прямо сейчас.
Я печатаю буквы и обращаю внимание на то, как кончики пальцев прикасаются к клавишам скользящим движением, я могу набирать текст довольно быстро, но всё равно чувствую тепло работающего ноутбука.

А еще чувствую ветер из открытой балконной двери на террасу, он сегодня прохладный. И птиц слышу. Всё это даёт мне дополнительные силы для работы. По капле. Но в результате накапливается довольно много - если собирать, а не игнорировать.

 

Мне кажется, что очень важно понимать, какую дверь ты выбираешь, чтобы заходить во вдохновение.
Мы можем попадать в него через трагедию в своей жизни.
Очень легко можем попадать через страдания.
Стихи пишутся очень хорошо, когда люди страдают.

 

При этом входить к хорошим стихам можно и через светлую дверь,
но это всегда наш осознанный внутренний выбор. Я совершенно точно уверена, что фотография, как и любое творчество - это лекарство.
Это - не мучение.

И, совершенно точно для меня, что фотография, творчество, искусство -
лечат, делают нашу жизнь светлее и совершенно не обязаны нас убивать

или делать нашу жизнь хуже.

Ухудшать творчеством (в том числе коммерческим) собственную жизнь -

это выбор.
Когда я слышу истории про страдающих или голодных художников, или холодных, или несчастных совершенно в личной жизни, я уверена что это был их выбор.
Далеко не всегда осознанный, но всегда приводивший к замкнутому кругу.

Цепочка:
Мне больно - я могу создавать - мне от этого легче - я перестаю создавать - я делаю так, чтобы мне снова было больно - я могу создавать… И дальше.

 

Я знаю многих фотографов, кто пришёл в фотографию с какой-то болью, получил облегчение и больше не смог больше снимать. Или потерял интерес (лекарство больше не требуется)
А из спокойного состояния не получается создавать.
И всё, карьера завершена.

Логичный вопрос.
Почему мы не знаем светлых случаев? Знаем. Но не замечаем. Они не опасны, а поэтому наш мозг их не фиксирует.
Их никто не описывает.
Потому что это не цепляет, не триггерит, не привлекает внимание.
Человек просто не страдает в творчестве, просто создаёт, просто делает то, что делает. Не режет себе уши, не умирает в психушке, не заканчивает жизнь в трущобах.
Творец выбирает быть счастливым.
И таких очень много, просто мы не замечаем - фокус внимания на страдающих творцах.
А это, в свою очередь, либо отпугивает реализовывать свой потенциал, либо привлекает идти путём страдания как единственно верным.

Фокус внимания

Очень важно на этапе подготовки и на этапе погружения в потоковое состояние иметь чёткий фокус внимания.
Если фокус внимания у вас один, то он не рассеивается и тогда у вас производительность гораздо выше. То есть, если вы работаете с моделью, надо работать с моделью, а не разговаривать по телефону, или делать другие параллельные занятия. Выключить телефон, всё убрать, любые  раздражители, сосредоточиться на человеке, наблюдать за ним, совпадать с ним, рассматривать какой он, как я могу с ним совпасть. 

Отстраненность от рутины тоже очень важна - поэтому можно специально создавать такие условия, при которых рутина не будет оттягивать на себя внимание.

Хотя если у вас есть нейроотличия - то, возможно, будет гораздо легче сконцентрироваться с помощью фиджетов или музыки, можно и нужно искать то, что помогает именно вам.

 

Собственный ритуал.

Продолжение исследования - а что мне помогает чувствовать себя лучше? Что даёт возможность лучше настроиться на процесс?

Например, мне предстоит вебинар.
Мой ритуальный момент - это ароматическое масло, которое мне очень сильно помогает жить, работать.
То есть достаточно чувствовать его запах и мне будет легче сосредоточиться или уснуть. Зависит от цели.

Еще одна из частей ритуала - у меня бокалы с водой, не стаканы.
Для вебинаров есть специальное платье, я его больше никуда не надеваю.
А вот надела - и уже чувствую, что есть дополнительная “рабочая” оболочка.

 

Еще я перед вебинаром всегда иду в душ и после вебинара всегда иду
в душ, для меня это очень важно. Я знаю, что душ меня настраивает
на определённое состояние, давно это заметила и использую этот момент.

Для съёмок то же самое. 
 

Можете понаблюдать за собой.
Кому-то нужно минут 10-15 пешком идти на съёмку, чтобы упорядочить мысли, кому-то нужно на съёмке иметь бутылку кока-колы. Или достаточно пять минут помолчать.
То есть у каждого своя методика.
У меня есть несколько плейлистов под определённое настроение, под определённое состояние.
Можно и нужно заморочиться и создать себе подборки для спорта, танцев для себя, для равновесия - понаблюдайте, какая музыка на вас влияет, каким образом и используйте такой “рычаг управления состоянием”

 

И физическая активность.

Это тоже очень серьёзная штука, которая держит тело в тонусе, а тело держит разум и это тоже очень важно понимать. Я, к сожалению, дошла до этого далеко не сразу и сейчас у меня большая работа с этим происходит,
но у меня тело уже радикально изменилось за последние 2 года.
Я уже гораздо лучше себя чувствую по сравнению с тем, что было раньше, поэтому способна осознавать ценность упражнений.     
                   

Что можно/нужно делать для того, чтобы попадать в ресурсные состояния? 
 

Здесь, на самом деле, единой рекомендации нет, но есть общее направление, которое более или менее действует на разных людей примерно одинаково.
Я бы рекомендовала не списывать у меня, а составлять свой.

 

То есть "Что меня приводит состояние ресурса?
Что мне помогает отдыхать?"

Вот прямо садитесь и выписываете.

Я же пишу здесь дайджест того, что обычно помогает студентам. 

Это, обычно, достаточый сон, еда, питьё, хотя бы минимальная физическая нагрузка, приятные занятия (здесь вы можете вписать как раз свои: у кого-то это чашка кофе, стакан воды утром, неважно что это может быть, главное, чтобы вам это лично было приятно). Я знаю человека который для достижения ресурсного состояния на 15 минут залезал под стол, почему нет собственно?

Любое взаимодействие с водой, любые массажи, душ, ванна, бассейн, постоять под дождём, чтобы капал, массажи любые, остеопаты - всё это здесь же, в ресурсное состояние.

 

Очень важно планировать отдых
 

Машина не ездит без бензина, мобильник без подзарядки сдохнет.
Конечно, среди ресурсов у нас еда, вода, дыхание - это базовое необходимое, без чего человек умирает. Но наша с вами задача - не только выжить, но и создавать. Для этого нужно не только отдавать, но и брать еще ресурсы из мира.

 

В планировании должно быть сначала: как я сегодня отдыхаю? Когда?
Каким именно образом?

Отдых может быть и 2 минуты, и 3 минуты, потому что, на самом деле, выпить чашку чая - не сильно много времени, потанцевать под один любимый трек - всего три минуты - тоже очень сильно заряжает, просто не нужно обесценивать такие маленькие кусочки. И плюс навыки самоподдержки, расписывать их тут сильно не буду, если захотите найдёте в сети. На своих курсах, кроме хард скиллов, я всегда даю и софт - умение управлять своим состоянием.

 

Какие ещё условия, при которых мы достигаем вдохновения?

Это такая структура, факторы, с которыми можно легче достичь вдохновения. Их можно создавать или искать для себя.

 

Во-первых, это должен быть посильный уровень челленджа.

То есть это вызов, но в то же время посильная задача.
Потому что если вы дадите первокласснику решить логарифм, вряд ли у него что-то получится, даже если ему это очень хочется и ни кайфа, ни драйва он от этого не получит.

Но, если первокласснику дать задание самому, например, разобраться что такое сложение, если дать задачку, которая чуть сложнее, чем те действия которые он привык делать, то он во-первых, научится, во-вторых, получит хорошую дозу эндорфинов, потому что он справился и за счёт этого ему будет легче учиться дальше и дальше выполнять эти вот челленджи.

Я уверена, вы знаете это чувство, когда “я справился, у меня получилось, это было не просто, но я справился!”

 

Знакомое ощущение? В этот момент человек ощущает свою силу,
уважение к себе, удовольствие, расширение - бывало?

 

А вот это и есть такой челлендж. Когда мы справляемся
с бытовыми  обычными действиями, у нас нет такого, что мы должны справиться, а вот челлендж это всегда чуть-чуть усилия, но не выматывающие, чтобы не было потери жизнедеятельности, жизнеспособности.

Что ещё..

Идея, естественно, зажигающая.
Потому что если не штырит, не зажигает, то зачем вообще?
С другой стороны, мы уже об этом разговаривали, что любую идею можно для себя сделать зажигающей, но это уже задачка со звёздочкой.
То есть для начала, хотя бы просто зажигающая идея. Когда уже профессионально работаете, то из любой идеи можно сделать зажигалочку.


Ресурсное состояние.
Я еще называю это сытым состоянием. Из голодного состояния человек не способен принимать взвешенные решения.

Вспомните супермаркет.
Если пришел голодный - хапаешь всё, что обещает насыщение, много лишнего обычно, сладкого, быстрого.
Если пришел сытый - спокойно берёшь то, что нужно. Спокойно и без суеты.

Это хороший контакт с собой.
Именно для того, чтобы отслеживать:
"Мне сейчас ок или не ок?" А если не ок, то что там лучше поменять?” 

Так что фраза “Художник должен быть голодным” сильно устарела как
в своём прямом смысле, так и в метафорическом.        

Нам важно себя чувствовать, а не жить из ощущения недостаточности
и голода.

 

Думаю, что человек, который хочет уметь управлять своим состоянием - вполне может этому научиться, хоть процесс и не мгновенный, но вполне себе достижимый.
Главное, что необходимо - это действие.            

 

 

СЛЕДУЮЩАЯ
К ОГЛАВЛЕНИЮ