БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Фантастика: Фриц Ланг

После Мельеса следующий гигантский шаг в развитии кинофантастики сделал Фриц Ланг (1890-1976).

Это один из великих режиссёров ХХ века, заложивший основы сразу нескольких жанров. Главные фильмы он снял в 1920-е – и первой половине 1930-х в Германии, пока – после прихода к власти фашистов – не был вынужден уехать сначала во Францию, а затем в Америку. Там он тоже не затерялся и очень активно работал, но всё же лучшие его творческие годы – ранние.

Его сага «Нибелунги» (1924) повлияла на костюмно-историческое кино, на жанр альтернативной истории и на фэнтези, вплоть до «Властелина Колец» и «Игры престолов». Вы только представьте эпопею длиной почти в пять часов с рыцарями, роковой любовью, драконами и огненными рвами вокруг неприступных замков. И это почти сто лет назад. Его «М (Убийца)» (1931) считается первым в истории фильмом о маньяке. Кстати, лента основана на реальных событиях. Его «Доктор Мабузе – игрок» (1922) и особенно «Завещание доктора Мабузе» (1933) породили целое направление – ленты о гениальных злодеях, обладающих сверхспособностями. Но, пожалуй, наиболее известный и долгоиграющий по последствиям фильм Ланга – шедевр немого кино «Метрополис» (1926).

Это был очень амбициозный, как сейчас принято говорить, проект. В двадцатые годы немецкий кинематограф переживал период своего наивысшего расцвета, породив целое мощное направление – экспрессионизм: мрачная атмосфера, пугающие сюжеты, гротескные образы, технические эксперименты. «Метрополис» стал апофеозом киноэкспрессионизма. Сотни статистов, сложнейшие декорации, новаторские способы съёмки и самый большой на тот момент бюджет в немецком кино.

По современным жанровым меркам «Метрополис» в первую очередь антиутопия, фильм об индустриальном тоталитарном обществе с жёстким социальным разделением и соответствующими конфликтами. Но в эту общую тему вплетаются и триллер, и детектив, и романтическая линия, ну и «научная» фантастика, само собой.

Сюжет картины пересказывать бессмысленно – и спойлерить не хочется, и запутаться легко, потому что он напряжённый и многоходовый. Даже сейчас он поражает изобретательностью, а для 1926 года это было что-то вообще выходящее из ряда вон.

Но лента осталась в истории кино не только благодаря обращению к остроактуальным общественным и философским проблемам или использованию новаторских комбинированных съёмок. Фильм буквально переполнен яркими метафорами и символами, многие из которых зажили в кино самостоятельной жизнью. Одна только линия с роботом-андроидом чего стоит! Как только вы его увидите, скажите – позвольте, но это же было в… Да в том-то и дело, что много где было. Но только после Ланга.

Из-за сложностей с прокатом фильм неоднократно перемонтировали и сокращали, поэтому полная режиссёрская версия (153 минуты) до сих пор не восстановлена. Но в 2010 году появился отреставрированный вариант, приближающийся к авторскому замыслу по хронометражу и по порядку сцен (он есть в сети).

Фильм по-прежнему воспринимается с интересом, и хотя когда-то он был суперсложной интеллектуальной новинкой, сейчас его уже вполне можно смотреть вместе с детьми (среднего школьного возраста).

Разнообразных влияний и следствий «Метрополиса» в мировом кино так много, что все их невозможно здесь перечислить. Смысловые или визуальные отсылки к нему встречаются и в современном кино, например, в «Пятом элементе» (1997) Люка Бессона, «Матрице» (1999) братьев (тогда ещё братьев) Вачковски и «Сквозь снег» (2013) Пона Джун Хо.

Между прочим, вспомните внешний вид механического человека, способного рисовать, из «Хранителя времени». Он тоже взялся из метрополисовского андроида (а уж про воздействие этого образа на «Звёздные войны» и не говорю).



P.S. Если вы хотите увидеть самого Ланга, то посмотрите «Презрение» (1963) Жана-Люка Годара. Там он воплощает самого себя и разыгрывает свою судьбу в Голливуде: великий артхаусный режиссёр, который вынужден учитывать коммерческие планы продюсеров. И да, в фильме тоже есть сцена, отсылающая к «Метрополису».

P.P.S. В русской Википедии о «Метрополисе» говорится довольно подробно, однако о его влиянии на последующее кино там почему-то ничего нет.

 

Следующая
Вернуться к содержанию