БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Фантастика: Стэнли Кубрик

Великие режиссёры нечасто отдают дань фантастике. Но уж если делают это, то их фильмы, как правило, становятся этапными в развитии жанра.
В 1968 году появился такой поворотный фильм, после которого вся кинофантастика уже не могла быть прежней. Это «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика (1928-1999).
У большинства крупных режиссёров есть свой легко опознаваемый почерк, стиль, манера. Найти же общее между основными фильмами Кубрика – от суровой военной драмы «Тропы славы» (1957) до финальной ленты, эротического триллера «С широко закрытыми глазами» (1999), сходу едва ли возможно. Они настолько непохожи тематически и стилистически, что порой кажется, будто их снимали разные люди. А, кроме того, Кубрик не боялся рисковать и почти во всех своих лентах зрелого периода выступал новатором – расширял или менял рамки какого-либо жанра, а то и вовсе создавал его.
«Космическая одиссея 2001 года», вольная вариация мотивов американского писателя-фантаста Артура Кларка, появилась в тот момент, когда НФ в литературе уже давно стала почтенным жанром, а вот в кино её статус всё ещё оставался неясным. Во всяком случае, высоколобые критики всерьёз его не воспринимали, несмотря на отдельные вершины (вроде того же «Метрополиса»). Кубрик решил исправить такое недоразумение и снять сверх-супер- замудрёную кинофантастику.
И это ему удалось. Впрочем, куда интересней другое: фильм вышел сколь смыслово сложным, столь же и зрелищным. Он завораживал самых разных зрителей, в том числе рядовых, которые охотно шли на него в кинотеатры. Многим он впечатляет до сих пор: широтой смыслового замаха, ведением разновременных сюжетов, рядом спецэффектов, нестандартным использованием классической музыки и, конечно, цветовым взрывом финальной «абстрактной» сцены.
Лента породила сразу две линии в развитии кинофантастики: интеллектуальную (вплоть до недавнего до «Интерстеллара» (2014) Кристофера Нолана) и рассчитанную на массовую аудиторию космооперу («Звёздные войны» (1977-2020) Джорджа Лукаса и его команды).
Были и совсем неожиданные следствия киноэксперимента Кубрика. Режиссёр всегда был самодостаточен и малообщителен, вокруг его жизни клубилось множество слухов. Некоторые живы до сих пор: например, есть конспирологи, считающие, что высадки на Луну американцев не было, а весь киноматериал – искусный фейк. Сейчас мы знаем, что это, по всей видимости, полуправда. Летали или нет, пусть решают специалисты, а вот то, что часть «кинохроники» по заказу американской администрации снял в 1969 именно Кубрик, ныне уже признают практически открыто. Его попросили это сделать именно после «Космической одиссеи…». Считалось, что лучше Кубрика никто не сможет реконструировать лунную эпопею – такова была его слава!

Ну и напоследок, давайте вспомним о ярких пародийных откликах на «Одиссею». Если вы смотрели замечательную детскую ленту Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), то помните эпизод расправы над бездушным и погрязшим в виртуальной реальности подростком Майком-ТиВи. Он сделан как музыкальный клип. На протяжении его Бёртон всласть потоптался на видеоряде из клипов «The Beatles», Оззи Осборна, «АС/DC», «Queen» и пр. До этой сцены нам демонстрируют, как гигантская плитка шоколада пересылается в телевизор, уменьшаясь в размерах. В ящике она оказывается стоящей вертикально и вокруг неё почему-то ползают обезьяны.
Это ядовитая пародия на фильм Кубрика. Таинственная чёрная плита оригинала заменена шутником Бёртоном на шоколад. Причём сцена сопровождается той же музыкой, что и у Кубрика, – до судорог патетическими аккордами из «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса (кстати, аналогичное пародийное обращение к той же музыке есть в более позднем антиутопическом мультфильме Эндрю Стэнтона «ВАЛЛ-И», 2008).

 

Следующая
Вернуться к содержанию