БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Фантастика: Люк Бессон

Тучи над человечеством сгущаются, но в их разрывах порой блистают лучи. Не было бы счастья, да несчастье помогло – нам неожиданно даровали нерабочую неделю. Что ж, после мудрёного Кубрика самое время завершить тему фантастики чем-нибудь духоподъёмным и необременительным для сознания. Пусть им станет всеми любимый и не требующий пересказа сюжетной канвы «Пятый элемент» (1997).

Эту популярнейшую ленту часто воспринимают неадекватно. В России ей особенно «повезло»: странности восприятия начинаются уже с названия. В оригинале фильм Люка Бессона (р. 1959) называется «The Fifth Element», что следует перевести как «Пятая стихия» – и никак иначе. Какой ещё «элемент»?! Ведь после четырёх – воды, земли, воздуха и огня – пятой (и главной!) стихией по логике художника оказывается… любовь.

Но эта ложная калька перевода пусть останется на совести прокатчиков из прошлого. Гораздо интереснее, что главные странности в восприятии фильма за два с лишним десятилетия не изменились.

Странность первая: мало кто из зрителей обращает внимание на то, что картина – тотальная пародия на жанр фантастики. Странность вторая: мало кто из осознающих пародийность фильма обращает внимание на то, насколько он серьёзен. Вот такой парадокс выдал мастер. Это действительно очень несерьёзное – и очень пафосное кино.

Ко второй половине девяностых Бессон, находившийся на пике формы, успел стать самым известным, самым на тот момент влиятельным и самым коммерчески успешным французским режиссёром. Он уже снял гротескную «Подземку» (1985), романтическую «Голубую бездну» (1988), провокативную «Никиту» (1990) и великого (без преувеличения) «Леона» (1994). Фильмы различны по материалу, но все более или менее об одном: об одиноких аутсайдерах, которым явно сочувствует художник, ну и мы вслед за ним тоже. В общем, излюбленная тема режиссёра довольно меланхолична. И вдруг, после едва ли не самого пессимистичного своего фильма, он выдаёт нечто легкомысленно-искромётное, кричаще яркое, неуёмно шумное, со звездолётами, бластерами, зелёными космическими монстрами, Брюсом Уиллисом в оранжевой майке и Милой Йовович с волосами ей в тон. И ведь лихо вышло! До сих пор смотришь и получаешь удовольствие, причём неважно, кто ты – взрослый или ребёнок.

Но всё-таки, в чём же там подвох? А в двусмысленности авторской интонации.

С одной стороны, перед нами образцовое развлекательное кино. Высший класс по спецэффектам и аттракционам, только не эпически серьёзным, как в «Звёздных войнах», а подчёркнуто дуриковатым. Всё проникнуто стихией игры и постмодернистской цитатностью. Бессон любовно и одновременно безжалостно прошёлся, кажется, по всем знаковым фантастическим картинам, взяв по чуть-чуть из «Метрополиса», «Альфавиля», «Космической одиссеи 2001», «Бегущего по лезвию» и, конечно, франшизы Дж.Лукаса, смело перемешал и получил гремучую визуальную смесь.

Казалось бы, можно было ограничиться одним разгульным карнавалом и весёлыми похоронами «серьёзного» жанра НФ. Но Бессон пошёл дальше, соединив несоединимое. «Пятая стихия» может похвастаться не только винегретом из эффектных сцен, но и безупречной драматургией и гуманистическим – простите за высокий слог – смыслом. В кульминационный момент ирония отступает перед пронзительной и вечной идеей, что мир спасётся любовью. И вот уже автор, представлявшийся только талантливым шутом-пересмешником, оказывается неисправимым романтиком.

Поблагодарим же Бессона за этот фантастический выброс позитивной энергии, до сих пор питающий нас оптимизмом, и постараемся вместе с его героями избежать Большого Бадабума.

Следующая
Вернуться к содержанию