БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Фантастика


Через «Бегущий по лезвию» мы плавно перешли к жанру фантастики.

Фантастические мотивы в кино появились ещё на заре кинематографа, а в более узком смысле жанр так называемой научной фантастики (science fiction) оформился в самом начале ХХ века, вслед за его бурным развитием в литературе. Вспомним хотя бы, какой популярностью тогда пользовались романы Герберта Уэллса.
Сегодня поговорим не об одном, а сразу о двух фильмах. Они взаимосвязаны и хороши тем, что их можно смотреть вместе с детьми – для нас это особенно ценно.
Второй фильм, о котором чуть ниже, относительно новый, он вышел в 2011 году. А вот первый – только не пугайтесь! – в 1902. Это «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса.

Мари-Жорж-Жан Мельес (1861-1938) – фигура для кино легендарная. Гигант, колосс и титан мирового кино, которого ценят все профессионалы мира, он, к сожалению, почти незнаком современной широкой публике. Мы помним его соотечественников, братьев Луи Жана и Огюста Луи Мари Николя Люмьер, но все ли знают, что по мнению многих киноведов существует лишь две основных линии развития кино: одна – люмьеровская, другая – мельесовская (и обе, заметим, пошли из Франции).
Люмьеровская линия – это «реализм», психологическая достоверность и документальность. Жанровый фундамент люмьеровского кино – драма.
Мельесовская линия – это зрелищность, спецэффекты, аттракционы, буффонада, гэги и трюки. Жанровый фундамент мельесовского кино – как раз фантастика и фантасмагория.
Когда Мельес в 1895 столкнулся с изобретением братьев Люмьер, он был уже зрелым и состоятельным человеком. Интересы его были связаны с театром, искусством сценической иллюзии и цирком. Но кино в его сознании затмило всё. Он стал неофитом, новообращённым, истово верующим в возможности нового вида человеческой деятельности.
Его работоспособность и изобретательность были удивительны: он снял более 500 короткометражных лент (увы, сохранилось менее одной пятой части).
Именно Мельес придумал в кино: стоп-кадр, эффект внезапного исчезновения или появления изображаемых объектов, ускоренную и замедленную съёмку (рапид) и даже… цвет. Да-да, цветное кино возникло уже более века назад. «Путешествие на Луну», эта очень вольная интерпретация романа Жюля Верна, снималась, конечно, на чёрно-белую плёнку. Но потом режиссёр раскрасил её вручную. Так что теперь фильм существует в двух авторских версиях. Представляете, какое впечатление цветное изображение производило на публику век назад? (Рекомендую смотреть ленту именно в цвете, она есть в сети в свободном доступе).
Пересказывать сюжет «Путешествия…» не имеет смысла. Фильм лёгкий, смешной, по современным меркам короткометражный, и сейчас это фактически детское кино – а ведь когда-то он был суперинтеллектуальным зрелищем!
Один образ-мем картины Мельеса знают, наверное, все: круглый лик Луны, из одного глаза которого торчит то ли бутылка, то ли телескоп. На самом деле это прилунившаяся ракета.

Второй фильм, о котором стоит сегодня упомянуть, «Хранитель времени» (в оригинале «Хьюго»). Прямого отношения к фантастике он не имеет. Но это приключенческое кино, построенное вокруг судьбы Мельеса. Великий киноман Мартин Скорсезе (р. 1942) неожиданно снял детский фильм, изящно переосмыслив факты из поздней биографии мэтра, когда тот, разорившийся и практически забытый, доживал свой век, работая продавцом игрушек. Трогательная, смешная и тонкая лента, наполненная киношными аллюзиями под завязку: уж как там обыгрывается люмьеровское «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», думаю, заметят все. А ещё в фильме есть стремительный эпизод в кафе, где присутствуют Сальвадор Дали, Джеймс Джойс, Уинстон Черчилль, и на гитаре играет сам Джанго Рейнхардт. Почему бы и нет? Теоретически все они могли встретиться в Париже где-нибудь году эдак в 1935.
Приятного вам просмотра – и не перепутайте последовательность: сначала Мельес, потом Скорсезе.

 

Следующая
Вернуться к содержанию