БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Нуар: Ридли Скотт

Завершая общую тему нуара, вновь обратимся к подтеме «нуар и …». Посмотрим на сей раз, как он сочетается с фантастикой.

Оказалось, прекрасно. Правда, это выяснилось не сразу, но сейчас такой синтез кажется не только естественным, но едва ли не традиционным. А пионером в этом алхимическом соединении выступил британец сэр Ридли Скотт (р. 1937).

Скотт – режиссёр многоплановый, противоречивый и неровный. В его обширной фильмографии есть даже откровенные провалы (не только с коммерческой, но и с художественной точки зрения). Но взлётов всё-таки больше. И какие взлёты!.. Редкому режиссёру удаётся за свою карьеру дать образцовые ленты в очень разных жанрах, а ещё реже – создать жанры новые. Скотту удалось.

Начинал он в рекламе на ТВ, а за дебютную ленту, суровую мужскую историческую драму «Дуэль» (1977) о многолетней вражде двух офицеров в наполеоновскую эпоху, между прочим, получил приз в Каннах. Но ошеломляющий зрительский успех к нему пришёл после второй картины, «Чужой» (1979), где его гений жанрового синтетизма проявился вовсю. Это соединение фантастики, драмы, триллера и хоррора. Фильм выглядит правдоподобно и пугает до сих пор. А уж сколько у него было продолжений – вы и сами знаете. Потом у Скотта было ещё много любопытного: феминистская (как сейчас бы сказали) драма «Тельма и Луиза» (1991), масштабный пеплум «Гладиатор» (2000), ужасный ужастик «Ганнибал» (2001)… Однако «Бегущий по лезвию» (1982) стал особым случаем режиссёрской удачи.

К 1982 году классический нуар давно ушёл в область истории кино и многими зрителями, особенно молодыми, вообще был забыт. Вот Скотт в очередной раз и объяснил аудитории, что новое – это хорошо забытое старое.

Он взял не очень известный роман фантаста Филипа Дика, перекроил сюжет и создал пронзительную историю о взаимоотношениях людей и репликантов – человекоподобных роботов, имеющих короткий срок эксплуатации. В противоположность Джорджу Лукасу, который только разворачивался со «Звёздными войнами», где всё было построено на экшне и лобовых спецэффектах, Скотт скрупулёзно воссоздал уникальный квазиреалистичный мир недалёкого будущего, чем-то очень похожий на Запад, а действие в фильме намеренно сделал неспешным, почти тягучим. Но главное, что резко выделяло картину на общем фоне тогдашней фантастики, это её визуальный стиль. Хочется даже написать Стиль.

Вот тут-то ему и помог нуар. Собственно, стилистически «Бегущий по лезвию» – самый настоящий нуар с его мрачностью, тенями, туманами, контрастным светом и тревожной, гнетущей атмосферой. Потом то, что придумал Скотт, назвали киберпанк.

В момент выхода фильм провалился в прокате, но затем стал хитом на видео, а со временем превратился в эталонную классику жанра. Почти вся футурологическая фантастика, выходившая после «Бегущего…», так или иначе использует его опыт.

Любопытный факт: по требованию продюсеров фильм вышел в прокат с хэппи-эндом, но режиссёрская версия, а она тоже впоследствии была выпущена, значительно смурнее. Всего же лента существует… в семи версиях! Но режиссёрская, конечно, основная, и однажды (в 1992) она была признана не кем-нибудь, а учёными лучшим научно-фантастическим фильмом в истории.

Кстати, режиссёр иного поколения Дени Вильнёв умудрился почти точно скопировать картинку Скотта в сиквеле «Бегущий по лезвию 2049». Вызывает уважение его профессионализм, но без картины 1982 самостоятельного значения фильм 2017 года, увы, не имеет.

 

Следующая
Вернуться к содержанию