БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Нуар: Альфред Хичкок

Нуар – жанр удивительно пластичный, легко сочетающийся с другими. Часто это своеобразный холст, на котором пишется картина, где причудливо смешаны очень разные краски. Один из наиболее близких нуару жанров – триллер. Они и возникли-то примерно в одно время, правда, триллер всё-таки раньше, в конце 1920-х.

Человеком, внёсшим решающий вклад в развитие триллера и отчасти нуара, был Альфред Хичкок (1899-1980), великий мистер Хич, как его зовут в англоязычных странах. При жизни он слыл умелым ремесленником, и мало кто в киномире считал его серьёзным артхаусным художником – хотя исключения бывали, и, например, француз Франсуа Трюффо выпустил целую книгу интервью со старшим коллегой, очевидно признавая его величие. Тем не менее, показательно, что Хичкок, будучи очень известным «жанровиком», за всю карьеру не получил как режиссёр ни одного «Оскара», хотя много раз номинировался на премию.

О некоторых триллерах Хичкока мы ещё обязательно поговорим позже. А сегодня обратимся к едва ли не самой его знаменитой ленте. «Нуарности» в ней ничуть не меньше, чем «триллерности». Это «Головокружение».

В истории кино трудно найти другой пример такого медленного, но неуклонного возрастания символического капитала фильма. В момент выхода в 1958 году он был воспринят неоднозначно, и хотя в прокате не провалился, но шедевром его тогда не называли. Постепенно уважение к ленте росло, и примерно через полвека она заняла первую строчку в списке 1000 лучших фильмов всех времён и народов. Сейчас, впрочем, её занимает «Гражданин Кейн», а Хич опустился на второе место. Однако, по опросам ведущих кинокритиков мира «Головокружение» недавно вновь возглавило мировой топ. В общем, надо разобраться, что же там такого наснимал Хичкок, если фильм ценится предельно высоко.

Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет. Вероятно, дело в том, что, хотя смотреть «Головокружение» легко, толковать его очень увлекательно и очень непросто. Можете сами подивиться тому, сколько интерпретаций ленты приводится в «Википедии» (но только после того, как посмотрите!).

От триллера в фильме ощущение нарастающего напряжения, множащиеся загадки, присутствие тайной угрозы, сюжетные перевёртыши. От нуара запутанность фабулы, неоднозначность персонажей, общая мрачность атмосферы – несмотря на то, что вопреки канону жанра многие сцены сняты при ярком солнышке.

Поначалу вам будет казаться, что вы всё понимаете, и кино вообще скучноватое, но в какой-то момент станет интереснее, а потом вы запутается настолько, что невольно крикнете: «Да что тут, чёрт возьми, происходит?!».

Приятного просмотра. И постарайтесь не терять голову.

 

Следующая
Вернуться к содержанию