БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Неонуар

Продолжаем разговор о жанрах кино. От классического нуара переходим к неонуару.
Неонуар – казалось бы, то же, что и нуар, но в другую эпоху. Это верно лишь отчасти. Неонуар действительно возник лет на двадцать позже того, как исчез классический. И если нуар был про современность, то неонуар ретроспективен, построен на стилизации и эстетизации давно ушедшей эпохи. Но главное отличие в другом: неонуар договаривает и додумывает то, на что у нуара не хватило духу. В неонуаре коллизии ещё запутаннее, герои ещё более неоднозначны, а взгляд на человека ещё пессимистичней.
Фильм, который мы выбрали сегодня, наверное, самый знаменитый представитель этого обновлённого жанра. И уж точно один из наиболее известных в истории кино. Он стабильно входит в первую сотню лучших лент всех времён и народов, а его сценарий американская гильдия сценаристов поставила на третье место – среди всех сценариев вообще (после «Касабланки» и «Крёстного отца», но перед «Гражданином Кейном»).

Это, конечно же, «Китайский квартал» (1974) Романа Полански (р. 1933).

Биографию 86-летнего мэтра обсуждать не будем, вся информация о нём есть в открытом доступе.
К китайцам его кинохит почти никакого отношения не имеет. Китайский квартал – название реального района в Лос-Анджелесе тридцатых, но и – в контексте фильма – символ: место, где привычные моральные законы не действуют, и тут может произойти что угодно.
Фильм начинается как вяловатый детектив, почти производственная драма про частного сыщика, берущегося следить за якобы неверным мужем. А потом незаметно-постепенно вырастает в эпическое изображение вселенского зла. Почти как в «Крёстном отце», со второй частью которого он, кстати, конкурировал на «Оскаре». Но сейчас видно, что в момент выхода его недооценили: со временем лента, как хороший коньяк, стала только лучше. Особенно выделим актерскую игру Джека Николсона, для которого семидесятые вообще были звёздным часом.
Своей идеей картина может оставить тяжёлый осадок, но хотя бы раз увидеть её необходимо – это классика.
Между прочим, Полански по-прежнему в отличной форме, и сейчас на наших экранах идёт его новый фильм «Офицер и шпион» (в оригинале «Я обвиняю!»), получивший премию большого жюри в Венеции-2019. Но главное своё кино он всё-таки снимал лет сорок назад.

​​​​​​​

Следующая
Вернуться к содержанию