БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Нуар

После мелодрамы хочется резко сменить жанр. И сегодня мы начнем разговор о нуаре.
Нуар (от фр. film noir, чёрный фильм,) – очень влиятельный и очень странный киножанр. В Википедии можно прочесть о нём подробную статью. Но все характеристики нуара (детективный/полудетективный сюжет, запутанность фабулы, размытость границ между добром и злом, неоднозначность всех персонажей, «сыщики с подмоченной репутацией», «мнимые друзья» и «роковые блондинки» и т.д. и т.п.) легко могут быть заменены на иные или хотя бы оспорены. Зато всякий киноман интуитивно чувствует, что главное в нуаре – отнюдь не содержание, а его атмосфера. Именно из-за атмосферы нуар и составил целую эпоху в истории западного, в первую очередь американского, кинематографа 1930-50-х годов.

С точки зрения построения кадра типичный нуар это: чёрное-белое изображение, низкий ключ, жёсткий свет (часто не выделяющий, а скрывающий героев с помощью глубоких теней), отражения, вода (дождь, лужи, потоки и т.д.), голландский угол, преобладание вертикальных и диагональных линий, нижняя и верхняя точки съемки, непропорциональные, изломанные фигуры…

Легко привести несколько примеров «правильного», детективного, нуара – «Мальтийский сокол» (1941) Джона Хьюстона, «Лора» Отто Премингера (1944), «Глубокий сон» Говарда Хоукса (1946) и, конечно, «Леди из Шанхая» (1947) великого Орсона Уэллса.

А для начала предлагаю посмотреть «Бульвар Сансет» (1950) Билли Уайлдера (1906-2002), выдающегося режиссёра, который умудрился дать миру несколько эталонных кинообразцов в самых разных жанрах: нуар «Двойная страховка» (1944), судебную драму «Свидетель обвинения» (1957), комедию «В джазе только девушки» (1959), ромком «Квартира» (1960)…
«Бульвар…» не только один самых знаменитых нуаров, он ещё и открыл поджанр – кино о кино, показывающее изнанку Голливуда. Как во всякой значительной картине, здесь многое удачно сошлось: новаторский сценарий, прекрасный кастинг, мастерская операторская работа и, конечно, великолепная режиссура. Название его стало мемом. Это и реальная улица, где по сию пору селятся кинознаменитости, и символ заката, декаданса, культурного и человеческого упадка.
Фильм известен ещё и тонкой игрой с реальностью: некоторые великие деятели немого кино фактически сыграли здесь самих себя. Тут можно увидеть Бастера Китона, комика № 2 после Чарли Чаплина, а в горько иронической роли дворецкого выступает сам Эрих фон Штрогейм, которого некоторые киноведы вообще считают главным европейским режиссёром 1920-х.
По современным меркам «Бульвар Сансет» может показаться неспешным, но его стоит досмотреть до конца. Это во всех смыслах классический фильм, тонко психологичный, человечный и стильный.

 

Следующая
Вернуться к содержанию