БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Кино про кино

Давайте поговорим о следующем жанре и пусть им станет… кино про кино.


Такого жанра нет! – скажете вы. И будете правы и не правы одновременно. Жанра – с чётко обозначенными особенностями – действительно нет. А сами подобные фильмы есть, причём их много и среди них немало настоящих шедевров.


Любой вид искусства в своём развитии рано или поздно приходит к тому, что на скучном языке науки называется авторефлексия. Литература о литературе («Улисс» Джойса). Картина о картине («Мастерская художника» Вермеера). Музыка о музыке (симфония № 1 Шнитке)… Ну и фильм о фильме, само собой. Начали их делать ещё в 1920-е годы («Шерлок-младший» Китона) и не могут остановиться до сих пор (один из последних заметных случаев – «Однажды в… Голливуде» Тарантино).
На самом деле вариантов развития темы тут множество. Кино о кино – это:
– фильмы о кинознаменитостях;
– фильмы о создании знаменитых фильмов;
– фильмы о создании воображаемых фильмов;
– фильмы, восхваляющие/низвергающие/пародирующие устойчивые жанры;
– фильмы о кинопроцессе как таковом.
И так далее, и тому подобное, сколько хватит фантазии. В общем, поле деятельности практически необозримо.


У каждого вида искусства есть свои узловые точки развития. Для кино их пока минимум две: дата рождения, 1895, и 1927 – появление первой полноценной звуковой ленты «Певец джаза». После неё триумфальное шествие Великого Немого по мировым экранам завершилось стремительно. К началу тридцатых незвуковое кино за редкими исключениями уже не снимали.


Для кого-то конец двадцатых был временем вертикального взлёта, а для кого-то, наоборот, катастрофой. Выяснилось, что далеко не всякая актриса иди актёр, сделавшие беззвучную карьеру, способны выразительно и красиво говорить. У многих ужасная дикция. У кого-то иностранный или провинциальный акцент. А у иных просто противный голос, и его никак не соотнесёшь с привычной для публики внешностью.


Начиная с 1927 многое изменилось в работе операторов, сценаристов и режиссёров. А уж о звукорежиссёрах и говорить нечего. Они в одночасье сделались принципиально важными фигурами в съёмочном процессе.


Обычно кино о кино довольно амбициозно, а то и претенциозно. Но бывают и исключения. Такова картина «Поющие под дождём» (1952) режиссёра Стэнли Донена (1924-2019) и хореографа Джина Келли (1912-1996). Она именно о том, как звук необратимо изменил в кино всё.


В режиссёрском списке журнала «Sight & Sound» 2016 (по опросам 846 экспертов) «Поющие под дождём» занял 20 место, сразу за «Зеркалом» Тарковского и перед «Приключением» Антониони. Но в отличие от большинства лент, вошедших в этот высоколобый перечень, творение Донена и Келли можно с лёгким сердцем смотреть зрителю любой степени подготовленности, причём зрителю в возрасте от 5 до 105 лет.


Если вы ещё по каким-то причинам не видели «Singin` In The Rain», то можно прорекламировать классическую картину так:
– это комедия;
– это романтическая комедия;
– это романтическая музыкально-танцевальная комедия;
– это умная и стильная романтическая музыкально-танцевальная комедия, с блеском пародирующая штампы классического Голливуда и одновременно задающая новый стандарт в комедиографии.


Наконец, это просто кино высочайшей пробы. К тому же исполненное самоиронии и жизнеутверждающее. Ну а мелодии из ленты наверняка будут вас преследовать ещё несколько дней после просмотра. И обратите внимание на то, с каким упоением Джин Келли танцует под дождём и поёт основную тему фильма. Он снимался в этой сцене с температурой 39.
Будьте здоровы и оптимистичны – наперекор всем дождям в нашей жизни.

Следующая
Вернуться к содержанию