БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

«Беги, Лола, беги»

Сегодня от французов перейдём к их ближайшим соседям и вечным конкурентам – к немцам.


С немецким кино после довоенного взлёта 1920-х – начала 1930-х мало что происходит хорошего и представляющего интерес за пределами Германии (если не считать краткосрочного ренессанса в «новой немецкой волне» 1970-х: Херцог, Шлёндорф, Фассбиндер, Вендерс). Поэтому появление в самом конце восьмидесятых талантливого молодого режиссёра Тома Тыквера (р. 1965) многие восприняли как признак начинающегося возрождения этой национальной кинематографии. А его самый яркий на сегодняшний день фильм, вышедший в 1998, вообще произвёл в своё время фурор у зрителей, был обласкан критикой и заслуженно получил массу призов, в том числе международных.


Увы. Лента так и осталась пиковым достижением в фильмографии автора, да и само творчество Тыквера в целом выглядит исключением на общем довольно скучном фоне современного немецкого кино. Поэтому без особого преувеличения можно сказать, что картина, о которой пойдёт речь, – самое запоминающееся и значительное художественное достижение немецкой кинематографии за последние четверть века (именно немецкой, а не, скажем, австрийской или швейцарской, тоже немецкоязычных).


Итак, «Беги, Лола, беги». Или просто «Лола бежит», как в оригинале – «Lola rennt».
Формально фильм сделан на стыке жёсткой крайм драмы и триллера, но по сути перед нами философская притча о любви, самопожертвовании и… карме. О том, что все наши поступки, будь до дурные или хорошие, рано или поздно возвращаются нам бумерангом.
«Лола» устроена парадоксально. Это утрировано немецкое кино, сверхрациональное и математически выверенное до миллиметра. По идее оно должно быть «холодным». Но на самом деле такого драйва и кипения эмоций надо ещё поискать.


В сравнительно короткой ленте (76 минут) можно найти едва ли не все мыслимые драматургические и композиционные приёмы, а также ракурсы съёмки. Такое ощущение, будто режиссёр (он же сценарист и композитор) держал в руках учебники по сценарному мастерству, композиции кадра и операторской работе, шаг за шагом воплощая на экране их указания. Более того, Тыквер, кажется, использовал вообще в с е мыслимые возможности киноязыка. Тут есть: цвет и ч/б, документализированная манера съёмки ручной камерой и цифровые спецэффекты, замедленная и ускоренная съёмка, все способы монтажа, включая редко используемый разделённый экран, и все виды планов – от дальнего до сверхкрупного, уверенная работа со звуком и музыкой, да ещё и обращение к мультипликации в качестве бонуса. Причём приёмы реализуются не ради самих себя, а всякий раз точно соответствуют решению художественных задач. В общем, экзамен на режиссуру сдан на пять с большим плюсом.


Для фотографов лента может представлять особый интерес. Поскольку действие происходит в мегаполисе, перед нами ещё и образчик урбанистической операторской работы: геометрия города и его ритм играют в фильме не меньше, чем актёры. Кроме того, есть в «Лоле» и буквальные фотографии: скоростные серии стоп-кадров, с помощью которых нам показывают ключевые события из жизни эпизодических персонажей (режиссёр даже иронически даёт звук щёлкающего затвора).


В картине нет ни одной случайной детали и смотреть её желательно неоднократно. Загадок, имеющих разгадки, там полно.

 

​​​​​​​Автор текста Мария Глебова

Следующая
Вернуться к содержанию