БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Криминальная драма: Жан-Пьер Жёне «Деликатесы»

Продолжим углубляться в гремучую жанровую смесь «крайм драма с ярко выраженной романтической линией».


И вновь Франция. Что-то она не отпускает. Сегодня мы говорим о режиссёре, которого знают все, но выберем фильм, который наверняка для кого-то станет открытием.
Это Жан-Пьер Жёне (р. 1953), автор «Амели» (а на самом деле, – что важно для понимания авторской идеи, – «Сказочной судьбы Амели Пулен», 2001). Давайте вспомним его полнометражный дебют, снятый в соавторстве с другом и коллегой Марком Каро (р. 1956) и вышедший всего лишь за 10 лет до самой знаменитой картины художника.


Итак, «Деликатесы» (1991). Откровенно говоря, я рискую, предлагая ленту вниманию тех, кто её не видел. Приготовьтесь к сильному впечатлению. А уж каким оно окажется – трудно сказать, но вы не заскучаете и точно не забудете это зрелище. Кроме того, такие фильмы без сомнения полезно смотреть фотографам. До обращения к кино творческий дуэт много и профессионально занимался рисованием, живописью, фотографией и мультипликацией, и всё это очевидным образом повлияло на их режиссуру.


Теперь небольшой, но необходимый спойлер. Название фильма, конечно, очаровательное. Дело в том, что это криминальная комедия о… каннибалах. Однако ничего непереносимо натуралистичного вам не покажут, а пугающих образов вообще наберётся секунд на тридцать. Зато странного, мистического, точнее – гротескного – в ленте сколько угодно. Но ещё больше – смешного, сентиментального и трогательного.


Вот разве можно органично совместить криминальную драму, киберпанк, чёрный юмор, цирковую эксцентрику, триллер, романтически возвышенную любовную историю, социальную сатиру, комикс и визуальный маньеризм? В теории – нет, нельзя. Но на практике, когда за подобное берутся истинные таланты, оказывается, возможно всё.


В густом тумане то ли оккупированного, то ли постапокалиптического мегаполиса разворачивается этот сумасбродный, гран-гиньольный, беспрецедентно оригинальный и уж точно истинно французский сюжет. Вас ждут крутые драматические перипетии и галерея персонажей один фриковей другого: гурман, разводящий в мрачном подвале лягушек и улиток, экзальтированная дама, безуспешно выбирающая всё более причудливые способы суицида, и целая организация троглодитов, обитающих в городской канализации… Ну и, конечно, уникальный главный герой, Луизон, бывший клоун и мастер на все руки, играючи побеждающий зло изобретательной эксцентрикой. В общем, будет весело!


Всё это о-очень далеко от реализма, что бы под ним ни понимать. В какие-то моменты на экране творится полный сюр. Попытка бегства в мусорном баке. Томный дуэт виолончели и пилы. Телеантенна в роли холодного оружия. Безумное чаепитие, рядом с которым бледнеет даже «Алиса в стране чудес». Да, создатели отрываются на всю катушку. Но ни на минуту не забывают рассказывать увлекательную историю, а все странности придуманного мира обусловлены его внутренней логикой.


Ну и какая кульминационная сцена в ванной! Фантастическое шоу. Не зря Жёне и Каро вскоре пригласили работать в Голливуд, где они, впрочем, не удержались – и слава Богу, иначе не видать нам «Амели» как своих ушей. А «очень мокрый» эпизод впоследствии беззастенчиво украл Гильермо Дель Торо в «Форме воды» (2017), отхватив, между прочим, «Оскара».
Цвет и свет в «Деликатесах» бесподобны, но обратите также особое внимание на работу со звуком. Она начинается буквально с первых секунд фильма. А уж как звукорежиссёрски выстроены два разных эпизода на пружинной кровати, думаю, вы не забудете никогда.

Следующая
Вернуться к содержанию