БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Криминальная драма: Люк Бессон «Леон»

Пришла очередь фильма, который, думаю, известен если не всем, то уж точно многим. Но пройти мимо него в нашем разговоре нельзя, он слишком хорош, чтобы его не упомянуть, и он снайперски точно попадает в заданные параметры: умная криминальная драма с ярко выраженной романтической линией.
Итак, «Леон» (1994) Люка Бессона (р. 1959). Это не просто высококлассное кино. Это шедевр.
«Талант похож на стрелка, попадающего в цель, недостижимую для других, а гений – на стрелка, попадающего в цель, попросту невидимую для других» (Артур Шопенгауэр). Бессон режиссёр очень неровный, далеко не всё из снятого им (особенно в последние 15 лет) достойно серьёзного разговора, но «Леон» кино бесспорно гениальное. Тут художник превзошёл сам себя, и если даже он больше не снимет ничего близкого по уровню, то уже за эту картину нужно поклониться ему в ноги.
«Леон» практически сразу после выхода был признан современной киноклассикой, причём признали его и эстеты-критики, и массовый зритель. Например, в мировом зрительском рейтинге «250 лучших фильмов по версии IMDb» он занимает 35 место от начала (а в аналогичном российском рейтинге КиноПоиска – 7-ое) – согласитесь, результат впечатляющий.
Вот ведь удивительное дело. Если просто пересказать не видевшему ленту человеку материал, из которого это кино создано, то сам факт пересказа не объяснит ровным счётом ничего. Ну, формально крайм драма, да. Мрачный бездушный мегаполис, каменные капиталистические джунгли, итальянская мафия, коррумпированные копы-маньяки, наркотрафик, дисфункциональные семьи, уличные подростки, физическое насилие, психологическое насилие и просто насилие всякого рода.
Но всё это не-важ-но. Всё перечисленное – не более чем контрастный фон для истории любви. Ведь, в сущности, тема фильма такова: любовь прорастает сквозь любое мировое уродство.
Любовь тут дана в чистом, выкристаллизованном виде. Но без прямолинейных режиссёрских решений, без традиционных романтических атрибутов и, между прочим, без откровенных эротических сцен. Герои даже целуются всего лишь раз, в финале, – и какой же это пронзительный момент…
Мы видим любовь как Чувство. Во всех её стадиях: от первого робкого интереса – через преодоление особенностей и недостатков друг друга – к гармонии душ. Это подлинная, животворящая, глубокая эмоция, преодолевающая всё: разницу в возрасте, социальные барьеры, ментальные блоки, саму смерть, наконец. Это то, что так редко встречается, и то, чего жаждет найти едва ли не каждый нормальный человек.
Главная сценарная находка Бессона – доведение до крайности основных смысловых оппозиций. Герои, идущие в его истории навстречу друг другу, изначально разведены очень далеко от точки «нормы». Перед нами не два человека в самом расцвете лет, а одинокий, брутальный, замкнутый мужчина под сорок и двенадцатилетняя, обаятельная, чуткая девочка, страдающая от тяжёлой обстановки в своей семейке. Казалось бы, между ними нет и не может быть ничего общего. Но не тут-то было. Судьба властно сводит их воедино – и… Дальше надо видеть.
Потом мы узнаем, что и он вовсе не столь инфернален, и она не так наивна и беспомощна (не случайно её имя означает «побеждающая в битве»). Но их невидные до поры до времени черты характеров раскроются только от эмоционального взаимопроникновения. Леона и Матильду действительно преображает любовь.

В отношения владения чувствами зрителей это образцово исполненный фильм. Понаблюдайте за собой в финале – что у вас произойдёт в душе, когда Матильда совершит последнее действие, произнесёт финальную реплику и за кадром зазвучат первые ноты «Shape Of My Heart» Стинга.

Следующая
Вернуться к содержанию