БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Байопик: Тейлор Хэкфорд «Рэй»

Наконец-то удалось добраться до единственного в нашей выборке байопика, который идеально соответствует заданным параметрам: это талантливый жизнеутверждающий фильм о реально существовавшем творческом человеке. И – вы не поверите! – с хэппи-эндом.
Итак, поговорим о картине «Рэй» (2004) режиссёра Тейлора Хэкфорда (р. 1944). Как можно догадаться, она посвящена великому и неповторимому Рэю Чарльзу (1930-2004).
Чарльз – одна из икон американской поп-музыки. Его вокал узнаваем с первой ноты, его песни востребованы до сих пор и любимы миллионами, его боготворили Фрэнк Синтара, «Битлз» и Стиви Уандер. Популярность Рэя была совершенно сумасшедшей (а, главное, заслуженной) ещё в 1950-е, не только в добитловскую эпоху, но и до мирового триумфа Элвиса Пресли. Джордж Харрисон рассказывал, что на одной подростковой ливерпульской вечеринке безостановочно крутили коротенькую композицию певца «What`d I Say»: как только пластика заканчивалась, её ставили вновь, пока не «запилили» сорокопятку до состояния полной непрослушиваемости.
А ведь мир мог ничего не узнать об этом человеке. Он родился и до определённого момента рос в таких житейских обстоятельствах, в каких тысячи либо ломаются, либо просто превращаются в нереализовавшихся неудачников. Безотцовщина из провинциальной нищей негритянской семьи, не имеющий надежд ни на образование, ни на сколь-нибудь сносную работу, к тому же в раннем возрасте начавший слепнуть, Рэй Чарльз Робинсон по всем раскладам, казалось бы, должен был прожить типичную для своей среды нескладную жизнь. Но у него были две вещи, уберёгшие от такой судьбы: феноменальный природный музыкальный дар и сила характера. А ещё, как мы знаем из его биографии и из фильма, у него была потрясающая мама. «Никто не будет тебя жалеть только за то, что ты слепой», говорила она – и учила мальчика не выживать, но жить в полную силу. И научила.
Рэй совершил музыкальную революцию, сплавив воедино несколько стилей, до определённого момента считавшихся несоединимыми, как вода и масло. Чёрные госпел и соул, белое кантри и уже интернациональный к 1950-м годам блюз удивительно органично вплелись в его индивидуальную музыку. В ленте есть момент, где он поёт своей невесте драйвовую и сексуальную песню «I Got A Woman», а та почти шокирована: «Рэй, что ты делаешь?!». А всё потому, что он положил игривый текст на музыку, подходящую для афроамериканского церковного гимна. К счастью, жених сумел найти аргументы, чтобы убедить её в верности эстетического решения. Песня вышла – и стала очередным хитом.
Но не всегда его победы над стереотипами и трудностями были столь лёгкими. В фильме довольно откровенно показано, через что пришлось пройти герою, чтобы стать великим. Расовая сегрегация, изнурительная бедность, обман случайных приятелей и менеджеров, наркотики, беспорядочные связи – всё это вы увидите. И всё же персонаж в исполнении Джейми Фокса излучает обаяние и вызывает безусловное сочувствие даже в моменты, когда ведёт себя небезупречно.
Ради вживания в роль Фокс свершил настоящий актёрский подвиг – Станиславский был бы доволен. И читал сценарий, набранный азбукой Брайля, и ходил целыми днями с закрытыми глазами, и полностью скопировал уникальную раскачивающуюся походку своего героя, и выучился играть на фортепиано. Картина получила 2 «Оскара», а один из них по справедливости достался исполнителю главной роли (плюс «Золотой глобус» и «BAFTA»).
Рэй Чарльз не успел дожить до выхода ленты на экраны, но одобрил фонограмму её рабочей версии. Кинематографические достоинства картины, на мой взгляд, выше всяких похвал. Тут хороши сценарий, операторская работа, монтаж, актёрский состав и, само собой, музыка, за которую отвечает главный герой, – мы слышим записи Рэя. Байопик не самый пластичный для кино жанр, однако режиссёру и съёмочной группе удалось сделать нечто большее суммы отдельных частей. Перед нами не просто биография, расцвеченная знаменитыми песнями, а настоящее Большое Кино.
Счастливого просмотра! И прослушивания.

Следующая
Вернуться к содержанию