БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Джули Теймор «Фрида» и Майкл Грандадж «Гений»

Мы продолжаем углубляться в жанр кинобиографий о творческих людях.
В это раз речь пойдет не об одном, а сразу о двух фильмах. Сразу спойлер: заканчиваются они тем, чем завершается любая человеческая жизнь. Но в духоподъёмности картинам не откажешь.
Герои лент современники, они жили в соседних странах и, между прочим, наверняка знали о существовании друг друга. Это мексиканская художница Фрида Кало (1907-1954) и американский писатель Томас Вулф (1900-1938).
«Фрида» (2002) Джули Теймор (р. 1952) – кино яркое (в том числе и буквально – брызжущее сочными красками), пронзительное и теплокровное. Иначе и нельзя было рассказывать об этой удивительной, талантливой и жизнестойкой женщине. Если сосредоточиться только на основных событиях её жизни, то они во многом печальны и мучительны. Но какая сила характера – и какой же это парадоксально оптимистичный фильм! Умение Фриды не теряться в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах, её душевную щедрость и чувство юмора убедительно показала на экране Сальма Хайек (и это едва ли не лучшая её роль).
Юмора, иронии и смеха в картине вообще много. Вот диалог юной Фриды с мудрым отцом: «– Что нужно для счастливой семейной жизни? – Короткая память. – Зачем ты женился? – Не помню. Хотел, чтобы появилась ты». А вот сарказм по адресу Диего Риверы, великого художника и никудышного мужа: «В моей жизни было две беды: автобус и ты. Ты – худшая».
«Гений» (2016) Майкла Грандаджа (р. 1962) тоже на первый взгляд посвящён знаменитости. Вулф – бесспорный классик американской литературы ХХ века, стоящий в том же ряду, что и Фолкнер, Фицджеральд, Хэмингуэй (двое последних, кстати, эпизодически возникают в фильме). Однако для идеи картины принципиально важен и другой реально существовавший человек. Это редактор Максвелл (Макс) Перкинс (1884-1947).
Обычно аудитория знает музыкантов, живописцев, поэтов. Творцов с Большой Буквы. А ведь у всех у них есть помощники, которые часто остаются для нас «за кадром». И «Гений» – это фильм не только об одержимом свои даром литераторе, но и о его читателе, редакторе и друге. Так что название ленты с подвохом: кто тут гений (и в чём!) – крайне интересный вопрос.
Легко сочинять киносюжеты о представителях профессий, где драматизм заложен изначально, – о детективах, хирургах, альпинистах… А попробуйте-ка написать захватывающую историю, например, о бухгалтере. Именно это удалось создателям «Гения».
Сценарий писал Джон Логан (р.1961), один из лучших современных американских кинодраматургов, в послужном списке которого, в частности, такие ленты, как «Гладиатор» (реж. Р.Скотт), «Авиатор» (реж. М.Скорсезе), «Ранго» (реж. Г.Вербински), «Скайфолл» (реж. С.Мендес). Критика, правда, оценила «Гений» сдержанно, и общая претензия свелась к тому, что перед нами, скорее, театр, чем кино. Но тут вопрос спорный.
Да, по сравнению с той же «Фридой», где кинематографизм очевиден и просто хлещет через край, «Гений» картина внешне менее выигрышная. Но таков выбор режиссёра: его киноязык – инструментарий камерной психологической драмы. Неспешность, скупость выразительных средств, намеренно приглушённая, сероватая картинка. Ему было важно передать драматические стадии отношений двух главных героев, Писателя и Редактора, поэтому всё прочее уходит на второй (если не на третий) план.
Эти две ленты во многом контрастны, а значит и сравнивать их интересно. Приятного просмотра!
PS. Чуть не забыл. Во «Фриде» масса запоминающихся деталей, но интригующих, пожалуй, нет. А в «Гении» есть шляпа Макса. Если вы угадаете, что и почему с ней произойдёт в финале, то это значит, что вы постигли такой простой, но такой тонкий, выразительный и естественный режиссёрский ход.

Следующая
Вернуться к содержанию