БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Комедии: Стивен Фрирз «Герой» 

Мы продолжаем разговор о комедии.

Кинокомедия, если приглядеться, не единый жанр, а целое жанровое семейство. Есть эксцентрическая немая комедия, романтическая, музыкальная, есть гибрид комедии и драмы – драмеди, есть, наконец, трагикомедия. И, конечно, существует сатира. Она тоже неоднородна: социальная, политическая, культурная… Удачная сатира обычно громко выстреливает, но быстро растрачивает свою привлекательность: уходит исторический контекст, и зрителей иных поколений уже не забавляет высмеивание пороков прошлого.

Поэтому в истории кино заметных сатир не так много, а ещё меньше тех, что стоит пересматривать сейчас. Можно вспомнить, например, «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» Стэнли Крамера (1963) и «Время развлечений» Жака Тати (1967) – сатиры на общество потребления. Или, пожалуй, самую знаменитую антивоенную сатиру – фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал беспокоиться и полюбил бомбу» (1964). Или несколько пародийных лент великой британской комик-группы «Монти Пайтон» – от «А теперь нечто совсем другое» (1971) до «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983), – где в абсурдистском духе высмеивалось всё подряд, но особенно культурные и социальные стереотипы.

Сегодня хочется рассказать о ленте «Герой» режиссёра Стивена Фрирза (р. 1941). Фильмов с таким названием несколько, этот – 1992 года, пожалуйста, не спутайте.

Британский режиссёр мастер на все руки, в его активе очень разное кино, и по большей части высокого качества. Например, он автор образцовой экранизации французской классики XVIII века «Опасные связи» (1988), стильного вестерна «Страна холмов и долин» (1998) и тонкой психологической драмы «Филомена» (2013). Заслуги Фриза перед киносообществом отмечены на самом высоком уровне: в 2007 году он возглавлял жюри Каннского фестиваля – абы кого «главным по артхаусному кино» не назначат.

«Герой» замечателен тремя обстоятельствами.

Во-первых, сценарий. Он безупречен, как швейцарские часы. Здесь нет ни одной случайной и неработающей детали, а действие с неожиданными сюжетными поворотами развивается с первого до последнего кадра, буквально от стартовой до финальной реплики. Так что смотрите и слушайте внимательно.

Во-вторых, собственно сатира. Главное, что здесь высмеивается – манипуляция общественным сознанием и готовность общества к самообману. Вряд ли медиа с такой лёгкостью создавали бы вольные или невольные фейковые сенсации, если бы публика не была радаа на них вестись.

Ну и в-третьих, актёрская игра. Тут хороши все: и Джина Дэвис в роли с виду прагматичной, но в тайне романтичной журналистки, и Энди Гарсиа, всего за два года до «Героя» изобразивший безжалостного мафиози в «Крёстном отце-3», а здесь создавший образ обаятельного аутсайдера. Но прежде всего, это, конечно, бенефис Дастина Хоффмана – и одна из последних его масштабных работ в кино (уже приходилось с огорчением отмечать, что в последние четверть века актёру отчего-то не везло на роли у выдающихся режиссёров).

В «Герое» Хоффман убедительно перевоплощается в мелкого мошенника-неудачника Берни Ла-Планта. Приблизительно первую четверть картины его персонаж не вызывает сочувствия. Зато потом, под влиянием обстоятельств он совершает такое, что на наших глазах начинает превращаться в другого человека. И это едва ли не самое захватывающее, драматичное – и очень смешное в фильме.

Не спешите делать окончательные суждения о людях, словно бы намекает нам режиссёр. Все мы неожиданно для самих себя можем оказаться и злодеями, и героями.

Ну а уж насколько актуальна тема взаимоотношений аудитории и СМИ – и говорить не будем. Финальный монолог Берни, где он объясняет сыну, что такое избавление от общественных иллюзий по мере взросления, наверное, никогда не устареет.

Приятного просмотра – и не дайте собой манипулировать!

Следующая
Вернуться к содержанию