БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Судебные драмы: Сидни Люмет

В 1957 Генри Фонда (1905-1982), на тот момент один из самых уважаемых драматических актёров Голливуда, воплощение на экране образа эталонного американца (сейчас это место занимает Том Хэнкс) затеял продюсерский проект «12 разгневанных мужчин», где заодно отвёл себе главную роль. В режиссёрское кресло он пригласил молодого, но явно талантливого дебютанта Сидни Люмета (1924-2011). Денег на проект наскребли немного, поскольку он считался рискованным. Зато умудрились не только уложиться в бюджет, но и снять фильм всего за семнадцать дней.

После первой ленты Люмет режиссёрствовал полвека, снял почти пять десятков фильмов, причём последний, «Игры дьявола», в 2007. На самом деле название его финальной картины куда интересней, «Пока дьявол не узнал, что ты умер» (от ирландской пословицы «Проведи в раю полчаса, пока…»), и это отнюдь не дедушкино кино: даже в очень почтенном возрасте Люмет сохранял бульдожью профессиональную хватку. Что уж говорить о начале его карьеры!

«12 разгневанных мужчин» заслуженно получил «Золотого медведя», главный приз Берлинского фестиваля, а впоследствии был признан абсолютной классикой судебного и драматического кино. Например, в списке «10 лучших судебных драм» он занимает второе место – после «Убить пересмешника», но я бы субъективно дала ему первое.

Судебная драма, пожалуй, даже больше чем детектив нуждается в логически безупречно прописанных причинно-следственных связях. Ведь фундамент жанра – логика, рациональность, доказательность. Это вы и увидите. Равно как и силу убеждения. Для вынесения приговора нужно единодушное решение всех двенадцати присяжных. Но один из них не уверен в виновности подсудимого и стремится убедить в правильности своей версии остальных. Получится ли?..

В настоящее время фильм вновь обрёл злободневность в связи с расовыми и политическими волнениями в Америке. Впрочем, классика на то и классика, что никогда не теряет актуальности. Но политика политикой, а художественные достоинства ленты действительно вневременные. Если знать только аннотацию – фильм о закрытом заседании суда присяжных, решающих, виновен малолетний пуэрториканец в убийстве своего отца или нет – то можно подумать, что эта история вообще некинематографична. Тем более что сценарий действительно представляет собой переделку пьесы Реджинальда Роуза. Однако никакого консервированного театра вы не увидите. Это Кино. С напряжённым сюжетом, академической актёрской игрой, борьбой очень разных характеров и мастерски выстроенными крупными и средними планами.

Итак, приятного вам просмотра!

Я должна упомянуть ремейк, снятый Михалковым ровно полвека спустя, но от оценки его позвольте мне воздержаться...

Следующая
Вернуться к содержанию