БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Судебные драмы: «Крамер против Кармера»

Завершается наш краткий экскурс в историю судебной драмы. Давайте вспомним ленту, где юридические разбирательства служат прикрытием разговора в рамках другого жанра – драмы семейной. Предлагаю обратить наш взор на «Крамер против Крамера» (1979).

Это едва ли не главное достижение режиссёра Роберта Бентона (р. 1932). Пять «Оскаров», причём какие! – лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая женская роль второго плана, лучший режиссёр, лучший сценарий (адаптированный). И ещё пятнадцать других премий, включая международные.

Мерил Стрип (р. 1949) и Дастин Хоффман (р. 1937) исполнили здесь один из самых запоминающихся «семейных» дуэтов в кино как минимум за последний полвека.

Великая Стрип не нуждается в представлениях. У неё что ни год, то новая яркая роль. Напомню только, что у Стрип больше номинаций на «Оскар», чем у какого бы то ни было актёра или актрисы в истории – 21.

Равновеликого Хоффмана наша публика знает несколько меньше. Это досадно, но объяснимо: он старше, расцвет его карьеры пришёлся на вторую половину 1960-х – 1980-е, и наиболее значительные роли в наиболее художественно весомых лентах Хоффман исполнил довольно давно. И, к сожалению, в отечественный (тогда ещё советский) прокат из его фильмов мало что попадало, если не считать эксцентрическую драмеди «Тутси».
Посмотрите его послужной и наградной списки, они впечатляют (хотя из относительно недавних мощных работ можно назвать «Хвост виляет собакой» – аж 1997 года, потом ему как-то не очень везло на проекты и режиссёров). Но и безо всяких регалий ясно, что это актёр от Бога.

Для конца семидесятых проблематика ленты казалась не просто радикальной, а несколько опережающей время, почти надуманной. В обычной нью-йоркской семье из среднего класса едва ли не на ровном месте происходит кризис. Мать решает уйти от мужа и шестилетнего сына, чтобы заняться саморазвитием. Отец, полностью занятый работой, совершенно не готов к такому повороту. Но ещё более не готов заниматься мальчиком. Просто вообще не знает, что и как с ним делать.

И то, что я сейчас пересказала – это только затравка, первые пять минут картины. Дальше будет интереснее.

Теперь-то ясно, что проблематика «Крамер против Кармера» опередила время. Самореализация, эмансипация, размывание гендерных ролей – устойчивый новостной фон нашей повседневности – тогда только заявляли о себе. И по прошествии четырёх десятков лет фильм смотрится молодцом. Он ничуть не устарел.

Иногда кажется, что история вот-вот скатится в мелодраму, где нашими чувствами начнут манипулировать совершенно беззастенчиво. Но нет, режиссёр ухитряется удержаться на грани и не отступает от хорошего вкуса. Лента интонационно очень выдержанная и стильная.

А ещё замечательно, что в фильме по сути нет антигероя. Все трое Крамеров – прекрасные люди. Но даже между такими могут случаться глубокие драмы.

Да, это не мелодрама, но лента очень проникновенная. Если вы не будете плакать в конце на сцене приготовления гренок, то у вас нет сердца. Но оно же у вас есть, я не сомневаюсь! Так что смотрите смело. Желательно вдвоём.

Следующая
Вернуться к содержанию