БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Судебные драмы: «Свидетель обвинения»

Вы успели посмотреть фильм, рекомендованный в предыдущей статье, и влились в тему судебной драмы?

Сегодня мы поговорим еще об одном шедевре.
Бывают абсолютные попадания – то, что обозначается сочным словом «хит» (hit).
Фильм «Свидетель обвинения» Билли Уайлдера (1957) - как раз тот самый случай. Здесь многое счастливо сошлось.
Во-первых, сценарий. Это экранизация довольно свежей на тот момент пьесы (1953) королевы детектива Агаты Кристи. Во-вторых, режиссура. Уайлдер в ту пору был едва ли не лучшим режиссёром США и находился на пике творческой активности. И, в-третьих, актёрский состав. Здесь хороши все, но блистает главным образом пара Марлен Дитрих и Чарльз Лоутон (иногда по-русски его имя передают без мягкого знака).

Дитрих (1901-1992) наш зритель в той или иной степени знает. Во всяком случае, слышали-то про неё наверняка все. Одна из легенд европейского, а затем и американского кино, впервые создавшая на мировом экране образ вызывающе смелой и сексапильной героини в «Голубом ангеле» (1930) Джозефа фон Штернберга, она без преувеличения свершила целую революцию в женских кинообразах, последствия которой мы расхлёбываем до сих пор. Даже Мэрилин Монро, говоря откровенно, поведенчески в кино была не более чем прилежной последовательницей великой Марлен (при внешней несхожести).

К моменту съёмок в «Свидетеле…» Дитрих было уже 56 – и только диву даёшься, как же она отчаянно хороша в этой роли (точнее в ролях, но не будем спойлерить). Дитрих действительно потрясающая и драматическая, и харáктерная актриса, не говоря уже о её музыкальном таланте, который тоже демонстрируется в ленте во всей красе.
(Кстати, по поводу возраста. Кристи, после неудачного первого брака вышедшая за археолога, который был моложе её на 15 лет, заметила, что женщина должна быть как можно старше, ведь тогда её ценность значительно возрастает. Может, это работает не только в случае мужей-археологов?.. 😆 ).

Но вот Чарльза Лоутона (1899-1962) у нас знают плохо. Меж тем, это, возможно, главный англоязычный (британо-американский) театральный и кино- актёр середины ХХ века. Да-да, вот так, ни много ни мало.

Вот что о нём говорил Уайлдер: «Меня поражал величайший актёр в истории – мистер Чарльз Лоутон. (…). Лоутон – это всё, о чём можно мечтать, и в десять раз больше. Мы заканчивали снимать в шесть, поднимались в мой офис и готовились к завтрашним съёмкам. Одну и ту же сцену он мог сыграть на двадцать разных ладов, и я в какой-то момент говорил: «Достаточно! Вот так!». А на следующий день он подходил ко мне на съёмочной площадке и говорил: «Я ещё кое-что придумал». И это был двадцать первый вариант. Лучше прежних. Всё лучше и лучше с каждым разом. Он был невероятно харизматичен».

Между прочим, про Дитрих Уайлдер высказался сдержанней: «Она была ни хороша, ни плоха – она была просто Дитрих». Что, согласимся, тоже уникальная оценка.

Касаться сюжета в данном случае просто кощунственно. И надеюсь, никто не собирается испортить себе впечатление прочтением статьи в Википедии до фильма. Это ведь не только судебная драма, но и детектив! Пусть незнание предстоящих перипетий принесёт вам не меньшее удовольствие при просмотре, чем наблюдение за высочайшим классом актёрской игры.

И да, не думайте, что вы всё поняли и разгадали за пять минут до конца. Вас всё равно ждёт сюрприз.

Следующая
Вернуться к содержанию