БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Судебные драмы

Мы переходим к очередному жанру – судебной драме.

В российском кино это явление в чистом виде практически отсутствует, и судебные мотивы обычно возникают в качестве дополнительных в жанре крайм-драмы. А вот на Западе с его традициями суда присяжных и доказательством вины или невиновности именно в суде фильмов на юридическую тематику много, и среди них есть совершенно замечательные.

Начнём, впрочем, с примера не вполне типичного – «Добрые сердца и короны» (1949) Роберта Хеймера (1911-1963). Как многие хорошие фильмы, он одновременно следует нескольким жанровым канонам. Тут есть черты детектива, триллера, мелодрамы и даже комедии (впрочем, довольно чёрной). Но формально это судебная драма: зритель видит и слышит признание главного героя, преступника, уже оказавшегося в тюрьме. И мы во всех подробностях наблюдаем, как он дошёл до жизни такой.

В списке 100 лучших британских лент ХХ века «Добрые сердца и короны» занимает шестое место.
Что справедливо: помимо своего отменного качества это ну очень английское кино. Стильное, изощрённое, ироничное, отстранённое. Ни в какой другой стране мира снять его не могли.

Главный герой, Луис Мадзини, сын английской аристократки, вышедшей за итальянского тенора. Он не имеет прав на герцогский титул и тем более на наследство своей многочисленной аристократической родни. Однажды Луис решает, что жизнь поступила с ним несправедливо и начинает всеми способами стремиться к вожделенному социальному статусу. Поскольку между ним и целью находятся восемь человек, то способы достижения цели, как можно догадаться, будут довольно своеобразные.

«Добрые сердца и короны» – кино про поздневикторианскую эпоху и аристократию. Родовитость, блестящее образование, достаток, безупречные манеры… Но чтобы правильно понимать психологический стержень аристократизма, давайте вспомним фрагмент романа Эдуарда Бульвер-Литтона «Пелэм, или Приключения джентльмена» (1828): «Я неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в свете, является ледяное, невозмутимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки, от самых существенных до самых ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут, спокойно переносят утрату своих жён и даже своих денег, тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума». Вот именно с таким ледяным спокойствием будущий герцог Шелфондский идёт по сиятельным трупам своих родственников.

Помимо великолепного сценария фильм знаменит тем, что всех восьмерых родственников (в том числе двух дам) играет Алек Гиннесс (1914-2000), один из главных британских актёров середины ХХ века. В его фильмографии много знаменитых лент («Большие надежды», 1946, «Мост через реку Квай», 1957, «Лоуренс Аравийский», 1962, три эпизода «Звёздных войн», 1977-1983), но «Добрые сердца…» – бенефис мастера, который обязательно надо видеть: для того времени это был прецедент, да и после мало кто приближался к рекорду Гиннесса.

«Добрые сердца и короны» едва ли не самый изысканный пример продукции студии «Илинг» (Ealing Studios). С 1947 по 1956 «илинги» выпустили ряд картин, ставших национальной классикой. Все они пропитаны неподражаемо британским юмором. Поверим англичанам, ценящим фильм столь высоко и прикоснёмся к истинно британскому духу – за которым особенно приятно и безопасно наблюдать со стороны.

Следующая
Вернуться к содержанию