БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Мелодрамы: Вуди Аллен

 

Мелодрама – близкий родственник романтической комедии. Часто эти явления вообще сближаются до неразличимости. Сегодня мы вспомним пример такого жанрового синтеза, который произвёл один из великих реформаторов кинокомедии Вуди Аллен (р. 1935).

Аллена часто называют создателем специфического поджанра – интеллектуальной комедии. В его лентах помимо действий героев важно и то, О ЧЁМ И КАК они говорят, какие предметы обсуждают, в каком окружении – социальном, политическом, культурном – обитают. Многие его картины изображают жизнь обеспеченной американской богемы. Существует даже устойчивый персонаж Аллена, его альтер эго – нью-йоркский невротик-очкарик с вечно тревожным лицом. Даже если такого героя играет не он сам, узнаваемые черты этой маски сохраняются.

В фильме «Пурпурная роза Каира» (1985) таким персонажем становится… женщина, главная героиня, романтически настроенная девушка Сесилия в исполнении Мии Фэрроу.

Эпиграфом к картине можно было бы поставить фразу из Булгакова: «Ей и на кинематограф не хватает, а кинематограф у женщины единственное утешение в жизни».

Это очень смешной и очень грустный фильм о кино как иллюзионе, об искусстве как иллюзии, о соотношении беспощадной реальности и предельно идеализированной мечты. Аллен здесь уходит от своей излюбленной социальной среды и обращается к жизни простых людей в эпоху Великой депрессии.

Героиня в поисках забвения на последние деньги ежевечерне бегает на немыслимо слёзовыжимательные сентиментальные фильмы с участием обожаемого Тома Бакстера. И однажды происходит чудо – экранный Том… Впрочем, не будем спойлерить.

Аллену удалось невозможное. С одной стороны, «Пурпурная роза Каира», конечно же, умная пародия на мелодраматические штампы всех времён и народов. С другой – это всё-таки пронзительная мелодрама, нисколько не разоблачающая деятельность «циничных» киношников и творцов в целом.

Как в любом выдающемся произведении искусства, в идее картины нет однозначности. То ли она о вреде иллюзий и о мужестве принятия реальности, то ли наоборот – о том, что не смотря ни на какой жизненный опыт надо по-детски верить в золотые сны, навеваемые лукавыми художниками...

Приятного просмотра!

Следующая
Вернуться к содержанию