БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Военное кино: «Список Шиндлера»

Мы продолжаем тему военного кино – и после отечественного, к которому непременно вернёмся позже, давайте обратимся к американскому.

О главном военном фильме Стивена Спилберга (р. 1946) «Список Шиндлера» (1993) говорить очень трудно. Тематически это один из самых мучительных фильмов в истории кино (правда, наша страна может тут составить Америке конкуренцию с великой картиной Элема Климова «Иди и смотри» 1985 года).

Известно, что за материал о Холокосте в разное время брались такие выдающиеся режиссёры, как Билли Уайлдер, Мартин Скорсезе и Роман Полански. И все по разным причинам отказались. Скорсезе, например, заявил, что такую историю должен снимать только еврей. А Полански отказался по другой личной причине: в раннем детстве он сам был участником страшных событий, чудом избежав гибели в Краковском гетто.

Спилберг тоже долгие годы собирался с духом, чтобы снять ленту. А, сделав, даже подумывал уйти из кино вообще – настолько он был душевно опустошён после погружения в жуткий исторический контекст. Во время работы моральные страдания усугублялись раздражением от необходимости постоянно переключаться на… «Парк Юрского периода». Да, фактически они создавались одновременно! И вот почему. Студийные боссы поставили перед режиссёром условие: они дадут деньги на коммерчески сомнительный проект, если он сделает заведомый кассовый хит. «В итоге режиссеру пришлось монтировать развлекательное кино о динозаврах прямо во время съемок жесточайшей военной драмы, и таким вынужденным контрастным сочетанием автор был ужасно недоволен: «Я сидел, сердитый и раздраженный, объяснял, как тираннозавр должен гнаться за джипом, а сам только и мог думать о том, что отснял в тот день в Кракове».» https://tvkinoradio.ru/practice/article14754-kak-eto-snyato-spisok-shindlera/

Нет смысла пересказывать сюжет картины. Отметим лишь, что у Спилберга получилось действительно глубокое художественное высказывание, он не соскользнул ни в документализм, ни в чрезмерный натурализм, ни в сентиментальный пафос. Задача при подобном материале почти нерешаемая, но Спилберг с ней справился. Здесь тонко выверено всё: и выбор ч/б, и редчайшие цветовые пятна в картине (красное пальто девочки и горящие свечи), и безошибочно работающие детали.

У «Списка Шиндлера» были предшественники (в первую очередь документальный сериал Клода Ланцманна «Шоа» 1985 года) и продолжатели («Пианист» (2002) Романа Полански или недавний «Собибор» (2018) Константина Хабенского). Но, пожалуй, именно Спилберг снял наиболее впечатляющий фильм на тему Холокоста.


P.S. «Список…» стал первой совместной работой Спилберга и выдающегося кинооператора Януша Каминского. С тех пор режиссёр работает только с ним: они сделали уже 18 разножанровых картин. По сути, вот уже четверть века Каминский – «глаза» Спилберга.

Следующая
Вернуться к содержанию