БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Военное кино

Далее речь пойдет про "Военное кино"

 

Если посмотреть на различные рейтинги лучших фильмов всех времён и народов, то среди включённых в них отечественных обязательно будут ленты о главной для нашего народа войне. И первым по хронологии окажется фильм Михаила Калатозова (1903-1973) «Летят журавли» (1957). Картина до сих пор остаётся единственной в СССР/РФ, получившей Золотую пальмовую ветвь в Каннах.

Было бы несправедливо думать, что фильм удостоился высшей награды главного кинофестиваля мира по политическим мотивам (дескать, надо отметить представителей демократизирующегося в эпоху оттепели Союза) или только за тему (антивоенная картина объединяет гуманистическим пафосом людей разных идеологий и стран). Общее состояние дел в мире, конечно, всегда влияет и на Канны, но всё-таки там в первую очередь ценят произведения киноискусства. А в случае с лентой Калатозова счастливо совпали очевидное творческое достижение и универсальное социальное высказывание. Но было ещё одно важное обстоятельство: «Летят журавли» фактически заново открыли миру наше кино – после триумфальных побед Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова в 1920-е.

В позднесталинское время в стране царила эпоха малокартинья. Это официальный киноведческий термин – и фильмов снималось по два-три десятка в год, и почти ничто из них не выходило за пределы специфического советского контекста, малоинтересного мировому зрителю. «Летят журавли» оказался едва ли не первым отечественным фильмом 1950-х, уверенно выглядящим уже в контексте мировом.

Калатозов с соратниками показал безупречное владение наиболее влиятельными тогдашними кинотенденциями – от довоенного французского поэтического реализма (романтическая интонация, яркие лирические образы) до итальянского неореализма (интерес к жизни простых людей, психологическая достоверность). Но, конечно, режиссёр предъявил мировому зрителю и нечто оригинальное.

Помимо собственно захватывающей человеческой истории, фильм впечатляет новаторскими по тем временам операторскими решениями. В сокровищницу мирового киноискусства вошли знаменитые сцены: пробег персонажа Баталова вверх по лестничному пролёту и финальный пролёт камеры над счастливой толпой людей, радующихся концу войны, сквозь которую бредёт героиня Самойловой…

«Летят журавли» открыл дорогу целой серии великих советских лент о войне. В 1959 вышел фильм «Баллада о солдате» фронтовика Григория Чухрая (1921-2001), собравший урожай международных призов. Именно в этом фильме зрители всего мира увидели знаменитый эпизод дуэли одинокого бойца с танком, выполненный с применением удивительного ракурса «земля вверх ногами».

А всего через пять лет после победы в Каннах зрелого мастера Калатозова дебютант Андрей Тарковский (1932-1986) получил «Золотого льва» Венецианского фестиваля за «Иваново детство» (1962), где искусно соединены две смысловые линии: идиллической мирной жизни и натуралистически безжалостной реальности войны. Картина старшего коллеги, несомненно, помогла Тарковскому реализовать свой новаторский замысел и сделать фильм об украденном детстве и превращении ребёнка в обожжённое войной существо.

Военная тема стала одной из ведущих в советском кино второй половины ХХ века, и с момента выхода ленты «Летят журавли» появилось много достойных, а порой и даже выдающихся картин – вспомним «Проверку на дорогах» (1971) Алексея Германа, «Восхождение» (1977) Ларисы Шепитько или «Иди и смотри» (1985) Элема Климова. Но без прорывной ленты Калатозова наше военное кино было бы другим. Фильм задал уровень, ниже которого опускаться стало нельзя – и в откровенности разговора со зрителем, и в точности реалий, и в убедительности художественных решений. Жаль только, что в постсоветское время этот уровень почти не удаётся выдерживать. Так что пока будем пересматривать классику!

Следующая
Вернуться к содержанию