БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Роджер Дикинс

Поговорим о, пожалуй, самом известном операторе современности, о живой легенде голливудского кинематографа, о сэре Роджере Дикинсе. 16-кратный номинант на премию Оскар (две победы), 5-кратный обладатель премии BAFTA, член Британского и Американского общества кинематографов. Конечно, вы все его знаете. «Побег из Шоушенка», «Фарго», «Игры разума», «Большой Лебовски», «Чтец» - все это снимал Дикинс. Чувствуете уже масштаб, да?

Роджер родился в Англии в 1949 году. С юности изучал живопись, потом фотографию. Через нее и пришел в кинематограф, вдохновленный, в первую очередь, работами Тарковского. Около 15 лет после окончания Национальной школы кино и телевидения работал исключительно в документальном жанре, снимая и в Эфиопии во время войны там, и на кругосветной яхте («Вокруг света с Риджвей»). Экономить пленку, тщательно продумывать кадры, обходиться небольшим количеством техники – навыки, которые он приобрел в эти времена станут для Дикинса визитной карточкой в его дальнейшей работе в художественном кино.

Уже первые постановочные фильмы, в которых Дикинс работал оператором, оказались знаковыми для своего времени – «1984» и «Сид и Нэнси». А через несколько лет он нашёл своих главных режиссёров, с которыми работал двенадцать раз – братьев Коэнов. Их сотрудничество началось с «Бартона Финка» и «Фарго», и, несомненно, привлекло заслуженное внимание других режиссёров - Мэндеса, Скорсезе, Вильнёва и многих других.

Раскадровка, разработка плана освещения, плотная работа с режиссером и сценографами на этапе препродакшена – все это длительный процесс, в который Дикинс всегда вовлекается с особым погружением, не торопясь. «От рассказанной истории ни в коем случае нельзя отвлекать кадрами, снятыми для красоты, повествование первично и оно должно быть точным» - принцип Дикинса. Важно не удивить зрителя красивым кадром, а показать содержательную визуальную метафору, которая двинет историю вперёд и откроет новые подтексты. Мне эта позиция очень близка – посмотрите, сколько сейчас проектов, которые наполнены красивой картинкой, но за которой очень сложно разглядеть посыл и историю. Современные операторы, обладая разнообразной техникой, откровенно балуются ей и это баловство оказывается немного приторным…замечали? Но это я отвлеклась, наболело.

Есть ли у Дикинса свой стиль? Сам он говорит, что нет. Что его особенностью является как раз плотное сотрудничество с режиссером, глубокое понимание сценария, этап размышлений. Но визуально – он лишь зеркало. Но тут, пожалуй, есть доля лукавства. Дикинсу свойственно работать максимально естественно и минималистично. Одна камера, ряд объективов – в основном широкоугольных, аккуратное и точное использование осветительных приборов. Дикинс противится спецэффектам и стремится сразу показать в кадре то, что зритель увидит на экране. В первую очередь это касается освещения. Работая в плотной связке со сценографами, он создает практичную композицию, часто добавляет осветительные устройства в декорации. Ярким примером такой работы стал фильм «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», действие которого происходит в конце XIX века: со светильниками на съемках было не разгуляться. Поэтому в качестве источников света Дикинс использовал газовые фонари и открытый огонь. И в этом же проекте он создает собственный объектив, искажающий изображение под старину – и не надо никаких фильтров.

Очень медленное движение камеры – плавные прокаты на тележке, съемка через дверные проемы, окна, использование приема «кадра в кадре», чтобы разделить широкоугольные кадры, сделать их глубокими и многоплановыми, интересными, отражения, направляющие линии – все это получается у Дикинса в каждом фильме по-разному и в каждом это выглядит максимально естественно. Низкий ключ, силуэты, множество световых зон, разных по температуре и контрастности в одном пространстве для создания максимальной глубины картинки, а также часто используемый широкоугольный объектив в портретных кадрах – всем этим Роджер показывает окружение персонажа, которое всегда рассказывает определенную историю.

Его ответственность за кадр, желание видеть сразу то, что в итоге будет видеть зритель, без этапа коррекции, делает Дикинса одним из самых востребованных операторов современности. Есть немало историй о том, как звездные актеры соглашались на работу, только когда узнавали, что оператором будет Роджер Дикинс. Так произошло, например, с Райаном Гослингом и «Бегущим по лезвию 2049» или Джошем Бролином и «Убийцей». Бенисио Дель Торо подчеркивает, что Дикинс — один из немногих операторов, чье имя важно называть вместе с режиссером и сценаристом, так как его влияние на ход съемок колоссально. Имея в бэкграунде опыт документальных съёмок, он может и импровизировать на площадке: «Если актер делает что-то неожиданное во время съемок, моя задача – успеть подстроиться и заставить этот кадр работать с максимальной эффективностью», - говорит Дикинс.

74-летний оператор успел также немного поработать в анимации: он с детства мечтал делать мультфильмы, но пришёл к этому только недавно. Во время создания «ВАЛЛ-И» перед авторами Pixar стояла задача сделать анимацию более живой, и поэтому они пригласили Дикинса в качестве консультанта по освещению. В итоге после пары лекций ему предложили полноценное сотрудничество на протяжении всего съёмочного процесса. Также Дикинс приложил руку ещё к нескольким мультфильмам — «Ранго» и трилогии «Как приручить дракона».

Уже более 30 лет он работает в паре с женой, сценарным супервайзером, - специалистом, следящий за всякими несостыковками. И до сих пор Роджер никогда не расстается с фотоаппаратом. В 2021 году вышла книга «Byways», которая представляет собой сборник чёрно-белых фотографий, сделанных им за последние 50 лет во время его путешествий и съёмок фильмов по всему миру. В отличие от его тщательно спланированных работ на съёмочной площадке, его чёрно-белые снимки — это случайные уличные фотографии.

 

Елена Герасимова

Следующая
Вернуться к содержанию