БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Эммануэль Любецки Моргенштерн

Поговорим о мексиканском гении, 3-кратном обладателе Оскара, всемирно известном операторе Эммануэле Любецки Моргенштерне.

Начнем с того, что Эммануэль родился в очень интересной семье. Бабушка по отцовской линии была русской еврейкой, но бежала из России после революции в Мехико, где познакомилась с будущим мужем, литовским евреем. Вместе они играли в театральной труппе на иддише. А мать и отец занимались психоанализом и продюсированием. Необычный замес, правда? Сложно было стать заурядным человеком, имея такой генетический бэкграунд.

Поступив в киношколу при национальном университете Мексики, он знакомится с Альфонсо Куароном, с которым их на долгие годы свяжут творчество и дружба. Закончив мексиканскую киношколу и сняв несколько фильмов, замеченных продюсерами из Голливуда, Эммануэль с рискует променять мексиканские пляжи на американскую мечту. С первой же попытки у Любецки получается закрепиться в нише киноиндустрии – вместе с Куароном они снимают нашумевший в 90-х сериал «Идеальные преступления». А в 1995 выходит их совместный трогательный, но малобюджетный фильм «Маленькая принцесса», который киноакадемия номинирует на Оскар. Наши герои не выигрывают, но страсти в своем деле у каждого из них становится ещё больше.

«Больше света, больше мощностей», - пропагандирует Любецки и теперь не каждый проект может позволить себе такого оператора, ведь свет – дело затратное. Но Тим Бёртон берет на «Сонную лощину» именно его. И снова номинация на Оскар.
«Али», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Большие надежды», «И твою маму тоже» - эти фильмы оказываются не самыми удачными для Любецки как оператора. Но после них случается трансформация – он отказывается от огромного количества света. «Меньше света, больше движений камеры»- теперь его кредо. «Дитя человеческое», «Древо жизни», «Новый свет» - практически полный отказ от искусственного света в дневных сценах как в экстерьерах, так и в интерьерах, работа с солнцем, сложно продуманные движения камеры - и снова номинация за номинацией. «Гравитация», «Бердмэн», «Выживший» - оскароносные фильмы, которые вы наверняка видели.

Любецки, как и Дикинс, тратит много времени на препродакшн, но если Дикинс очень глубоко уходит в сценарий, то Любецки – в изучение локаций, естественного света в них. От чего отражается свет, падая в окно – от травы или бетонных зданий, как именно он заполняет пространство и в какое точно время, как минимизировать количество осветительных приборов, чтобы движения камеры от них не зависели – вот что занимает оператора больше всего. Свобода перемещения внутри локации, погружение в сцену, возможность импровизировать, перемещаясь между актерами в процессе игры, не беспокоясь, что кадр будет испорчен попавшей в него лампой. По его мнению, искусственный свет в сравнении с естественным – сплошная неловкость, обман зрителя. А короткие кадры с многочисленными монтажными склейками – барьер между зрителем и кино. Впитывание сюжета происходит глубже тогда, когда зритель оказывается погруженным в непрерывное повествование сцены.
Ощущение исчезнувшего барьера между зрителем и миром кино – то, что дают фильмы, снятые Любецки. Широкоугольные объективы (от 14мм до 28мм) одновременно приближают нас к герою и его эмоциям и раскрывают пространство вокруг него. Кажется – протяни руку – и можно дернуть ДиКаприо за бороду, погладить медведицу в «Выжившем», поправить челку Эмме Стоун в «Бердмане», поймать пролетающий мимо Сандры Баллок болт в «Гравитации». Его камера умеет не только заглядывать в глаза и отыскивать для нас красиво подсвеченные контровым светом ветви деревьев– она умеет бояться, шарахаться от взрывов, прятаться от пуль вместе с героями, захлебываться в бурном течении реки. И, конечно, все это было бы не так живо, если бы не многочисленные приспособления, которые Любецки использует в работе – тележки, краны, стедикамы. Ну и хорошо спланированная локация.

Последние несколько лет Эммануэль Любецки снимает мало. Кто знает, может у него снова трансформация, которая принесет всемирному кинематографу что-то новое и интересное?.. Но зато он много фотографирует. Вот вам его страничка в инстаграме (запрещён в РФ): @chivexp. И да, его ник/прозвище, Чиве, переводится как «козёл». Потому что упрямый, как говорят.)

 

Елена Герасимова

Следующая
Вернуться к содержанию