БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Жорж Мельес

Сегодня мы поговорим об одном из основателей кинематографа, о Жорже Мельесе.

Жорж Мельес – пионер и новатор в кино, первый режиссёр, превративший фильм в эффектное зрелище, изобретатель новых трюков и приемов съемки. Человек, во многом определивший развитие кинематографа, повлиявший на то, что кино превратилось именно в искусство, а не осталось лишь документальной хроникой. Наконец, человек заложивший основы многих современных жанров кинематографа. Человек, чьи фильмы демонстрировались на четырех континентах. Человек прославленный и человек забытый.
Жорж родился в Париже в декабре 1861 года в богатой семье владельца фабрики модельной обуви. Окончив лицей и отслужив в армии, Жорж поступил для изучения английского языка в колледж в Лондоне. Но мечты его только о творчестве…

Вернувшись в Париж, он несколько лет работает на фабрике отца. Но молодого человека не интересует обувное дело, он мечтает стать художником, однако против этого выступают родители. Тогда Мельес увлекается фокусами и становится постоянным посетителем театра Робер-Удэн. Что опять вызывает неодобрение родителей. В то же время, не желая бросать рисование, под псевдонимом он рисует карикатуры в журналы. А когда отец юридически передает сыновьям свое предприятие, Жорж продает свою долю братьям и на вырученные деньги тут же покупает… целый театр Робер-Удэн.
Следующие несколько лет жизни Мельес посвящает обновлению театра. Он разбирает профессиональный архив Робер-Удена, ремонтирует созданные им восхитительные автоматоны и сам создаёт новые. Он режиссирует спектакли театра, пишет для них сценарии, разрабатывает декорации, придумывает новые иллюзии. Представления становятся всё более зрелищными и забавными.
В 1895 году французское общество иллюзионистов избирает 34-летнего Мельеса своим президентом. Возможно, в тот торжественный момент он полагал, что достиг одной из вершин своей карьеры. Оказалось, это были только первые подступы к вершинам.

После первого успеха Люмьеров, спустя почти 15 лет работы в театре, Жорж, вдохновившись, покупает киноаппарат. Мельес начинает съёмки, бесхитростно повторяя популярные фильмы Люмьеров. «Партия в карты», «Поливальщик», «Прибытие поезда в Венсенн». То есть не делает ничего, что не делали бы другие обладатели киноаппарата. Единственное, чем Мельес отличался от конкурентов — он понимал природу чуда, иллюзии, фокуса. И очень хотел волшебства.
Однажды, осматривая отснятую киноленту, Мельес увидел, как женщина превращается в мужчину… Это была затертость, пустота, брак. Но именно этот брак привел его к идее чуда в кино. Короткий темный кадр и – ррраз – в пустой до этого комнате появляется сам дьявол! Сейчас кажется ерундой, но тогда это было инновацией. Монтаж как инструмент прирожденного фокусника.

Мельес выбирает площадкой для кинопостановок сад его виллы в Монтрэ, где много естественного света. И вскоре строит там стеклянный павильон, оборудованный люками, подъёмниками, тележками для наездов и отъездов съёмочной камеры, чёрными бархатными фонами и прочими приспособлениями.
Никто пока не понимает, что Мельес первым в мире начинает сознательно выстраивать на экране мизансцены, фактически создавая важнейшую предпосылку для появления игрового кино. Он ставит экранизации литературных произведений и известные эпизоды истории. Он изобретает псевдодокументальные реконструкции событий, о которых пишут газеты. Он начинает снимать рекламу по заказам производителей виски, шоколада и детской присыпки.

Одним из изобретений Мельеса была «художественная хроника»: он придумал реконструировать перед камерой события, вызывавшие широкий интерес у публики, — такие, например, как «Дело Дрейфуса». Начинание имело успех и было быстро подхвачено крупными киностудиями, но Мельес и тут смог проявлять оригинальность. Например, фильм о коронации Эдуарда VII он снял заранее и сумел показать его британскому монарху буквально на следующий день после «запечатлённого» в нём события. Король весьма удивлялся точности картины и говорил, что непременно узнал бы в фильме себя самого, если бы не знал, что его изображает статист.
Мельес постоянно экспериментировал, доводя свои приёмы до совершенства. В одном из фильмов он кладёт рядком на стол три своих головы, с которыми затевает петь хором, играя на банджо. В другом единолично размножается в целый оркестр из дирижёра и шести музыкантов. И там, и здесь использовалась многократная экспозиция, вполне доступная и конкурентам, — но они и не догадывались…
И в отличие от остальных постановщиков он первым понял, что кино может не только запечатлевать жизненные события и показывать смешные сценки, но также и рассказывать волшебные захватывающие истории – феерии, комедии, фантастику.
Особенно поражает увлеченность и вовлеченность Мельеса во все процессы кинопроизводства. Он был не только автором, режиссёром, художником и актёром, он был также механиком, сценаристом, хореографом, создателем трюковых эффектов, костюмов, макетов, а также предпринимателем, заказчиком, издателем, распространителем и прокатчиком своих картин. На всё его хватало.

В 1901 году Мельес впервые совершил попытку перейти от чёрно-белого кино к цветному, применяя метод ручной раскраски фильмов при помощи обыкновенной кисточки.
Знаменитое «Путешествие на Луну», вышедшее на экраны в 1902 году, длилось в полной версии около 20 минут и было безусловным триумфом Мельеса — и как творца, и как бизнесмена. Прокатчики расхватывали копии этого фильма так быстро, что новые позитивы едва успевали печатать. Все достоинства постановочного стиля и трюкового мастерства Мельеса сошлись в «Путешествии на Луну»...

Однако кинематограф развивался стремительно. Режиссёры всё чаще снимали на натуре. Мельес же ничего не менял в своём методе, продолжая работать в студии. Однако, мода на феерии проходила, а Мельес не хотел в это верить.
Эксперименты с подвижной камерой он игнорировал — ведь зритель в театре сидит на одном месте, а не бегает по залу вслед за действием. По той же причине отвергались натурные съёмки и крупный план. Да и монтаж для Мельеса был всего лишь механикой для смены декораций, а не способом рассказать историю…
Кроме того, в бурно развивающийся кинематограф приходил по-настоящему крупный капитал. Кредиты, акционирование, трасты — всё это выглядело лишним для Мельеса, который финансировал свои проекты из собственного кармана.
Дела шли всё хуже и хуже.

В 1913 году умерла его жена Эжени. Потеряв её и отчаявшись спасти студию от надвигающегося разорения, Мельес впал в глубокую депрессию. В следующем году началась мировая война. Студия простаивала. Долги росли. В отчаянии Мельес продал на смывку все свои киноленты (в то время пленка стоила дорого, часто уже использованную пленку смывали и затем использовали повторно), из-за чего долгое время работы Мельеса считались безвозвратно утраченными.
Перестав быть знаменитым режиссёром и владельцем «Робер-Уден», Жорж купил на остаток своих капиталов лавку игрушек на Монпарнасе. В 1925 году он женился на бывшей актрисе его театра и звезде его фильмов. Дела у них шли неважно — на жизнь худо-бедно хватало, но чудес не было.

В 1928 году Леон Дрюо, редактор журнала, посвященного кинематографу узнал в торговце игрушками с остроконечной бородой и веселыми глазами Жоржа Мельеса и открыл его имя всему миру.
Великого кинематографиста наградили орденом Почётного легиона и назначили пенсию. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли.
В 1938 году он скончался от рака.

В некрологе Мельеса перечислены его звания и заслуги: Кавалер ордена Почетного легиона, Бывший директор театра Робер-Уден, создатель кинематографического спектакля, изобретатель современной кинематографической техники, основатель профессионального союза киноработников.
А потом фильмы Мельеса начали потихоньку находиться — в синематеках, музеях, частных коллекциях. В 1956 году сильно сокращённый вариант «Путешествия на Луну» режиссёр Майкл Андерсон использовал (изъявив глубочайшее почтение) как пролог к своей знаменитой экранизации романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней».
Забвение оказалось лишь мигом тьмы между кадрами.

Вот такой уникальный и удивительный Жорж Мельес! Рекомендую вам ознакомиться с его работами.
А также очень советую посмотреть о нём фильм «Хранитель времени» (Режисер Скорсезе, оператор – Ричардсон).

 

Елена Герасимова

Следующая
Вернуться к содержанию