БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Роджер Пратт

Роджер родился зимой 1947 года в Англии в семье приходского священника англиканской церкви. Детство было небогатым, простым. Самые радостные моменты были связаны с Рождеством. Священники в это праздничное время устраивали киновечера прямо в церкви… «Коробка, полная рулонов пленки, проекторов, экранов, громкоговорителей, темнота и жужжание проектора – это стало моей религией, моей верой, моей мечтой», - пишет Пратт.
Что интересно – отец поддержал сына и уже в 15 лет Роджер снял и смонтировал свой первый фильм на 8-милиметровую пленку про его же школу, учеников и учителей, и даже удостоился небольшой статьи о нем в школьной газете. В 19 он поступил в Лондонскую кинематографическую школу. А после её окончания оказался в Chippenham Films, компании, производящей корпоративные видеоролики для членов комик-группы «Монти Пайтон». Но оказался там не в роли оператора или его помощника, а в роли..грузчика техники. И именно там случилось его судьбоносное знакомство с Терри Гиллиамом, начинающим режиссером, мастером иронии и гротеска. То ли религиозное детство, то ли тонкое чувство юмора быстро сплотило Терри с Роджером. «Я уговаривал его стать оператором на полную ставку, но он не решался двигаться вперед слишком быстро», — говорит Гиллиам. «Он был озабочен не столько продвижением своей карьеры, сколько изучением ремесла и ощущением себя в нем уверенно. Я это полностью уважал. И ждал, когда он согласится работать со мной в тандеме».
Терри дождался. Вместе они сняли «Смысл жизни по Монти Пайтону» и вскоре «Бразилию». И карьера Пратта пошла на взлет.
Гиллиам пишет: «Для Бразилии я очень хотел снять экспрессионистский фильм, и Роджер помог мне определиться с ракурсами и с цветом». Он также ввел в широкое использование голландские углы и контрастное, тепло-холодное освещение в одном кадре, что мало кто делал в это время и что было с большим эффектом использовано в «12 обезьянах» в качестве палитры, чтобы отличить персонажей, заключенных в подземелье, от сумеречной зоны сцен над землей. В навязчивых снах главного героя Коула Пратт работал с переэкспонированным интернегативом и интерпозитивом, чтобы почти разрушить образ некоторых частей эпизода.
Кроме того, Пратт никогда не боялся использовать широкоугольные объективы. Гиллиам говорит: «Что мне нравится в сверхшироких объективах, так это то, что они одновременно вызывают клаустрофобию и агорафобию. Мне нравится, как широкий объектив искажает архитектуру и расширяет перспективы, меняя масштаб вещей. Но не думаю, что я стал бы с ними работать, если бы не Роджер. Он мастер сверхшироких кадров. Другого такого Мастера не найти».
Как вы поняли, тандем Гиллиама и Пратта успешно состоялся. Снова тандем режиссер-оператор, где непонятно, а был бы успех у фильмов, если бы не плотный союз двух гениев. Но были и другие союзы у Пратта, не менее успешные.
Особенностью Роджера Пратта является то, что он очень тщательно готовится к каждому фильму, к каждой сцене, провоцируя режиссера говорить, обсуждать, продумывать все до мелочей до этапа кинопроизводства, пытаясь выявить все потенциальные сложности, которые могут возникнуть в процессе съемок, таким образом раскрепощая и расширяя мышление режиссера и одновременно освобождая его от решения сложных постановочных задач непосредственно на площадке. Потому что сложности, которые могут возникнуть, уже решены в совместных беседах заранее. Это то, за что режиссеры любят работать с Праттом – особое настроение, которое он создает до съемок, пытаясь прочувствовать сценарий, и одновременно – налаживая заранее дружеский и глубокий контакт с режиссером. Мир и эффективность.
Если по каким-то причинам не удавалось рисовать светом так, как нужно для художественного замысла, Пратт мог прибегнуть к рисованию теней непосредственно красками на стене. Этот трюк развился из немецкого экспрессионизма и был подхвачен кинематографистами, работавшими над американскими триллерами в 1940-х годах, где он стал частью классического нуара. Фактически, близость Пратта к освещению фильмов в стиле нуар снова и снова отмечается в его работах от «Бэтмена» (1989) и «Моны Лизы» до «Гарри Поттера» и «Дориана Грея». Да и что удивляться, на этих нуарных фильмах он и вырос, именно они когда-то побудили в нем кино-страсть.
Тем не менее, награды и номинации принесли Пратту не нуар и гротеск, а «Конец романа» (Оскар и BAFTA) и «Шоколад» (BAFTA).

 

Елена Герасимова

Следующая
Вернуться к содержанию