БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Хойте ван Хойтема

Мы с вами уже говорили о любимчике Иньярриту - о Любецки, о Дойле, который тесно связан с творчеством Карвая. Сегодня мы поговорим о любимом операторе Нолана, о Хойте ван Хойтеме. В этом году он взял первый свой «Оскар» за операторскую работу в «Оппенгеймере», но он также принимал участие как оператор-постановщик в фильмах «Интерстеллар», «Довод», «Дюнкерк» (все с Ноланом), «Она», «К звездам», «Нет», «Шпион, выйди вон». Его взлет в большом кино случился не так давно и достаточно стремительно.

Хойте ван Хойтема родился в 1971 году в Швейцарии в творческой семье архитекторов. В 1993-1997 годах учился в Польше, в Национальной школе кино в Лодзи. На этом биографический очерк практически заканчивается – ничего больше пока (!) не найти в сети. Но мы знаем, что после обучения он переехал в Швецию, где снимал рекламные ролики, документальные фильмы и сериалы.
Томас Альфредсон, щведский режиссер, в 2010 году пригласил его в свой проект «Впусти меня», а чуть позже в «Шпион, выйди вон». С тех пор популярность Хойте стала расти. Естественная и погружающая в себя картинка привлекла внимание Кристофера Нолана. А когда они сошлись на любви к пленочному изображению и объединились, карьера у обоих пошла вверх.

Хойтема почти всегда отдает предпочтение пленочным камерам, причем особым приоритетом у него пользуется система IMAX с её широкоформатными камерами и пленкой форматом 1:1.47, которая дает глубокое погружение зрителя в картинку, сопричастность. IMAX изначально (70-80е годы) была рассчитана, в первую очередь, на фильмы о животных, природе, о путешествиях, чуть позже – о космосе. 35-мм пленка не давала такого погружения, такой особенной склейки кадров, такой детализации. Но особенно эффектна IMAX в научно-фантастических художественных фильмах. Над которыми ван Хойтема и работает преимущественно. Даже без Нолана. Пленка и широкий формат. Линзы он предпочитает с легким винтажным эффектом. С искажениями, аберрациями. Анаморфическая, сферическая оптика. Опять же, способствующая погружению, ощущению физического присутствия.
Причем часто техника, с которой работает Хойте, оказывается очень тяжелой, но это не мешает ему вести съемку с рук, которая также делает восприятие зрителя боле личным, субъективным. То есть комфорт, современность, легкость – это не про Хойте.
И его предпочтения, в итоге, определяют стиль. Реалистичный, интимный и близкий даже там, где повествование идет о космосе, о чем-то отстраненном, далеком. Он создает эпические образы, полные драматизма, характера и фактуры, которые остаются при этом натуралистичными.
Даже во время съемок фантастических сцен про другие планеты или про луну, Хойтема старается минимизировать CJI. Сложно, дорого работать с ван Хойтема, но какой эффект…
Свет в его работах можно назвать достаточно классическим: он предпочитает рассеивать свет везде, где только можно, создавая достаточно мягкую картинку; пускать световые потоки от больших ламп через окна, имитируя естественный свет и оказываясь независимым от него. С цветом он также работает аккуратно, стараясь не переборщить, опять же, руководствуясь философией естественности. «Я всегда предпочту реалистичность красоте», - говорит он.

Уверена, что Хойте ван Хойтема только в начале своего пути и у нас ещё будет повод о нем поговорить чуть больше.

 

Елена Герасимова

Следующая
Вернуться к содержанию