БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Филип-Лорка Ди Корсия (Philip-Lorca Di Corcia)

Для вас еще один автор, снимающий стопроцентно постановочный, можно даже сказать, искусственный, но какой продуманный сторителлинг.
Появление идеи его творчества, как и работы Джеффа Уолла (статью о нем вы также найдёте в сборнике) уходит в концептуальное искусство середины 1960-1970хх годов, когда фотография стала практически единственным средством распространения и тиражирования произведений искусства того времени, а именно недолговечных и неповторимых перформансов.

По сути кадры сегодняшнего автора - тоже перформансы, разница лишь в том, что в самом перформансе важно участие, присутствие зрителя в момент создания произведения, здесь же мы видим уже готовый конечный продукт. Застывшую театральную сцену, местами гиперболизированную в своей реальности.

Филип-Лорка Ди Корсия (Philip-Lorca Di Corcia) родился в 1951 году в Хартфорде, штат Коннектикут в семье эмигрировавших итальянцев. В 1975 году окончил Школу Музея изобразительных искусств Бостона и поступил в Йельский Университет, где его преподавателем был известный американский фотограф Тод Пападжордж. Надо сказать, что основное направление в фотографии того времени было связано с документальными кадрами, когда, вооружившись легкими и компактными камерами, фотографы делали множества снимков на улицах и затем выбирали самые удачные. Ди Корсик это не вдохновляло, гораздо больше интереса вызывала возможность создания снимка, тщательное планирование, продумывание каждой детали. Кроме того, тогда цветная фотография использовалась исключительно в рекламе и в новостных изданиях, Ди Корсия решил, что цвет - важнейший инструмент художественности и начал активно его использовать в своих снимках.

В первых работах начала 70х Филип-Лорка снимал членов своей семьи. Эти бытовые сцены жизни погружают зрителя в состояние героя, состояние меланхолии и одиночества.
При этом то, что может показаться случайным эффектом, на самом деле, эффект тщательно спланированный, именно его добивался автор.

Отличительной чертой практически всех произведений Ди Корсии является ощущение застывшего мгновения, не решающего брессоновского момента, а некоторого зависшего безвремения. Герои Филипа-Лорки чаще всего не смотрят в камеру, а куда-то мимо, что еще со времен Ренессанса является взглядом в отрешенность, в вечность, то есть присутствуя физически на фотографиях, его герои мыслями отсутствуют на них.
Очень часто Ди Корсия использует искусственное освещение, что тоже играет на эффект драматизма и театральности, а еще отправляет нас к свету на полотнах Караваджо. Каждая фигура в кадрах часто обособлена, не соприкасается ни с чем, что тоже дает ощущение отсутствия реального присутствия.
Такое невероятное смешение стилей и эпох в его работах на самом деле рождает современное искусство, современную фотографию.

В 1989 году Филип-Лорка Ди Корсия получает грант от Национального фонда искусств и на эти деньги работает над проектом «Hustlers», в рамках которого Ди Корсия фотографирует за гонорар мужчин-проституток. В его кадрах мужчины играют разные бытовые роли, однако не изображают себя, их реальная реальность не интересует автора, скорее он подбирает «реальность» кадра под внешность и типаж героев. Кадры - застывшие театральные сцены с непрофессиональными актерами.
Через пару лет в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) Ди Корсия представляет 25 фотографий из этого проекта, в названии каждой работы было указано - имя "актера", город рождения, возраст и количество денег, полученных от фотографа в качестве гонорара за участие в съемке.

Еще одна нашумевшая серия фотографий Ди Корсии - "Heads".
Эта серия представляет собой набор портретов случайных людей, которые фотограф сделал на улицах Нью-Йорка. Герои его кадров не догадывались, что их фотографируют и уж тем более не давали на это согласия. Для своего проекта Филип-Лорка соорудил на Таймс-сквер своеобразную фотоловушку из вспышек, незаметную при дневном освещении. Через некоторое время после выставления работ на фотографа подал в суд ортодоксальный еврей, оказавшийся на случайных кадрах, он апеллировал к требованиям своей религии, возражал против публичного демонстрирования фотографии. Однако иск был отклонен, судья посчитал, что фотография Филипа-Лорки - это искусство, а не коммерческая деятельность и, следовательно, находится под правовой защитой.

С момента своей первой персональной выставки в МоМА фотограф выставлялся во многих странах мира, включая Парижский национальный центр фотографии, Art Gallery в Лондоне, Национальный музей Центра искусства королевы Софии в Мадриде, Арт Пространство в Токио и не только. Автор и сейчас продолжает снимать и исследовать людей в своих проектах, а за одно и утверждать правомерность такой постановочной документальной фотографии, ее причастность к искусству.

Сейчас Ди Корсия живет и творит в Нью-Йорке, преподает в Йельском университете.

Для меня его кадры - это выверенное сочетание атмосферы, света, композиции. Они идеальны во всем и каждый можно рассматривать как кино, обращенное, как и герои на его снимках, к нашему внутреннему ощущению.

 

Ольга Виноградова

Следующая
Вернуться к содержанию