БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Джефф Уолл

Хочется затронуть творчество канадского фотографа, деятеля искусств Джеффа Уолла.
Уверена, многие знакомы с его произведением «Разрушенная комната». В 1978 году Уолл установил эту работу как светящуюся витрину магазина, пытаясь раскрыть или опровергнуть связь между «высоким» и «коммерческим» искусством. Странное, спорное и такое точно не назовешь красивым или приятным, хотя создано оно под вдохновением от классических работ Эжена Делакруа.
К слову скажу, что Уолл много вдохновлялся и переосмысливал произведения классических художников. Кроме того его наиболее известные работы появились на стыке классических живописных полотен и современной световой неоновой рекламы. Именно под впечатлением и того, и другого появился такой формат произведений, как фотографии, распеченные на тонкой пленке и размещенные в подсвечивающие боксы.

Итак, Джефф Уолл (Jeff Wall) - концептуальный художник, работающий с фотографией, родился 29 сентября 1946 года в Ванкувере, Канада. Увлекся искусством в детстве, собирался стать художником, посещал музеи, изучал историю искусств в Университете Британской Колумбии, затем была аспирантура в лондонском Институте искусств Курто, а после работа доцентом в колледжах и университетах. Это все, что удалось найти о нем самом.
А вот о его творчестве написано много разборов и исследований, и сами произведения Уолла находятся в коллекциях музеев мира.

Фотоработы Уолла в какой-то степени нельзя назвать фотографиями, хотя они ими являются, его работы - это исследование самой фотографии, её феномена документальности. Насколько она отражает реальность на самом деле и насколько она вообще может и должна нести ярлык документальности.

Уолл изучал фотографию как вид искусства, взяв за основу неоспоримое искусство - живопись. Сочинял свои фотографии по аналогии с тем, как художник сочиняет свои картины. Создавал персонажей, работал с актерами и моделями по аналогии с тем, как художник работает с натурщицами. Часто он реконструировал, повторял какие-то документальные реальные события в своих работах, начиная от сцен военных баталий и заканчивая моментом, когда парень на улице случайно проливает молоко. Все это существовало в реальности, все это имеет ценность, все это документально. Но Уолл не ставит своей задачей успеть зафиксировать тот самый момент. Он хочет его повторить, воспроизвести в другой момент реальности. И с одной стороны, подкрепить так документальность фотографии, с другой, опровергнуть ее.

Уолл говорит о том, что журналисты и репортажники передают сюжет события, а художник передает образ этого события. Что-то подобное приходит мне, когда занимаюсь цветокоррекцией фотографий. Когда цвета делаешь поярче, погармоничнее, но не просто так, а именно потому что это самое «поярче» передает мое собственное ощущение от того момента, который зафиксирован в кадре.

Идея распеченных фотографий тоже пришла к нему по аналогии с живописью. Фотографии должны висеть на стенах как картины, а раз они сохраняют при этом момент жизни, то и сами работы должны быть размером с этот момент жизни, размером с человека. Для того, чтобы восприниматься как жизнь, вступать в диалог со зрителем и искусством.

Частый вопрос, который вызывают работы Джеффа Уолла у арт-критиков и зрителей — это вопрос о границах документального и вымышленного в фотографическом искусстве. Мы привыкли разделять фотографию на документальную и постановочную. Однако помогает ли нам это деление понять, где начинается документ, а где вымысел?

Такое исследование фотографии, перетекание идеи фотографии в живопись и обратно. И как и положено искусству работы Уолла задают вопросы, но не предлагают готовых ответов.

Как думаете вы, можно ли назвать работы Уолла документальными, когда они 100% постановочные, но рассказывают о реальности?

 

Ольга Виноградова

Следующая
Вернуться к содержанию