БИБЛИОТЕКА ММ

ПРЕДЫДУЩАЯ
В БИБЛИОТЕКУ

ДИПТИХ

автор Наталья Маруся Токарева

Как всегда - сначала про понятие.

Диптих — это художественная или фотографическая композиция, состоящая из двух отдельных изображений, которые вместе образуют единое целое. Этот термин происходит от греческого слова "δίπτυχο" (diptycho), что означает "сложенный вдвое". В историческом контексте диптихи часто использовались в виде двухстворчатых икон или резных панелей, соединенных петлями.
Так говорит интернет и я склонна ему верить.

Единое целое, как известно, могут составлять как самостоятельные единицы, так и созависимые.
Я видела структуры и из двух сильных кадров, дополняющих друг друга, но спокойно существующие и без включения в диптих.
Видела и работы, по отдельности не цеплявшие, но соединяясь - образовывали чудо.
А ещё бывает конкурирующая история, построенная на конфликте, контрасте.

Обычно вертикальные кадры одинакового размера, но могут быть и горизонтальные. Они сложнее воспринимаются, вертикаль более традиционный вариант.

Углубимся в варианты.
1. Общая тема, идея, концепция. Одна и та же эмоция у разных людей. Одно и то же событие с разных точек.
2. Сходство, аналогия. Разные вещи, но похожие между собой по форме, текстуре, сюжету, цвету.
3. Контраст. Одинаковое по форме, например, но разное по текстуре. Или сюжету. Цвету.
4. Композиционное перетекание или симметрия. Один кадр левой направленности, второй правой. Или наоборот. Или оба влево. Оба направо. Здесь сложнее понять на пальцах, но дерево, поделенное по центру вертикально пополам - диптих с разной композиционной направленностью линий. Ещё вариант - линии могут начинаться на левом кадре и продолжаться на правом. Горизонт, например. То же самое может происходить с формами. Велкам на композицию, если тут сложно ощущается.
5. Обработка в едином стиле. Иногда достаточно одинакового чб (это важно, разное чб может не соединиться по оттенкам серого) или одинаковой тонировки кадров.
6. Ракурс. Разных вещей с похожего ракурса. Или одна и та же вещь с разных ракурсов.
7. Я помню прикол про одинаковую глубину резкости. Если один кадр с боке, то второй вроде как лучше тоже, потому что не встанет рядом кадр с высокой детализацией. Похоже на правду, но я не особо встречала такое.
8. Ритм - можно использовать повторения элементов как на левом, так и на правом кадре, причем не обязательно тех же самых.
9. Динамика - движение начинается в левой стороне и продолжается в правую. В принципе, близко к 4 пункту.
10. Подобие настроения или эмоции. Очень вижу тут парные портреты с одинаковыми позами, эмоциями, настроением.
11. Есть мнение, что если на одном кадре покой и благодать, то на втором не должно быть хоррора. Не согласна, поэтому возвращаемся к контрасту эмоций, настроения. Один и тот же человек с разными эмоциями. Или с разным освещением. Или одинаково в разных местах. Дерево в хорошую погоду и в шторм. Короче, может сработать.
12. Назовём гармонический баланс. Когда на левой части доминирующий объект размещен слева. А на правой справа. Или наоборот.
13. Крупность. Часто вижу сочетания контрастных разных планов. Общий и крупный того же объекта. Ну или одинаковую крупность разного. Мне кажется, вы уже начинаете чувствовать, что часто либо подобие, либо контраст.
В живописи классикой считается религиозные мотивы. На левой части одна сцена, на правой другая - но и вместе общий рассказ, и по отдельности у каждой свой.

Логичное «зачем»
1. Выпендриться. Мало кто грамотно умеет.
2. Расширение истории, идеи, углубление смыслов, многослойность высказывания.
3. Сравнение и контраст всегда цепляют зрителя, вовлекая.
4. Умение составлять диптихи отлично срабатывает в фотокнигах и на выставках.
5. Развивает способность мыслить разными структурами. По сути игра в пазлы. Но хитрая.

В общем и целом приём непростой, нерядовой, но эффектный и эффективный. Очень люблю и вам рекомендую осваивать.
Можно, конечно, просто ставить рядом две картинки, но после этого текста у вас вряд ли это получится.

СЛЕДУЮЩАЯ
К ОГЛАВЛЕНИЮ

Здесь можете посмотреть коллекцию диптихов студентов курса Летняя практика