БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Кино про кино: Федерико Феллини

А сегодня давайте вспомним сеньора Федерико Феллини (1920-1993).


Кинематографист Феллини за какой-то десяток лет прошёл путь от «рядового» до «генерала», начав, как и почти все талантливые художники его поколения, с неореализма, но очень быстро вышел за его пределы. Собственно, по парадоксальной прихоти судьбы, именно этот человек, с раннего детства тяготевший к цирку, клоунаде и буффонаде, стоит у истоков итальянского неореализма. В 1945 он вместе с Роберто Росселлини и Серджо Амидеи написал сценарий ленты «Рим – открытый город», который явил миру новое художественное направление в кино. Однако сам Феллини очень быстро нашёл ни на кого не похожий стиль и с первого самостоятельного фильма, «Белый шейх» (1952), где он был не только автором идеи или сценария, но режиссёром, стал уникальным. Ну а с великой «Дороги» (1954), сюжет которой он придумал ещё в 1949, Феллини раз и навсегда перешёл в разряд кинематографических колоссов.


С 1954 по 1963 художник выдавал шедевр за шедевром и к своим сорока трём достиг вершины мастерства и славы. Как показало время, на самом деле ряд достижений был у него ещё впереди, но в 1963 он действительно снял ленту, рубежную не только в его личной фильмографии, но и поворотную для мирового кино. Это «8½», получивший пару «Оскаров» и, между прочим, Большой приз III Московского международного кинофестиваля, чем были крайне недовольны советские чиновники – в отличие от прогрессивной творческой интеллигенции (не будем забывать, что Григорий Чухрай, возглавлявший жюри, таким решением не только отметил художественные достоинства картины, но вернул культурный и политический долг Италии: всего лишь годом ранее Золотого льва в Венеции получил Андрей Тарковский за «Иваново детство»).


«Восемь с половиной» занимает «(…) 10 место в списке 50 величайших фильмов всех времён по версии критиков, изданный британcким журналом «Sight & Sound» и 3 место в списке лучших фильмов по мнению режиссёров, изданном Британским Институтом кино» (Википедия). И, наверное, это самый влиятельный и знаменитый фильм на такую специфическую тему – о том, как снимается кино. Вернее, фильм-то про то, как кино н е снимается. Потому что это картина о режиссёре в творческом кризисе.


Автобиографизм ленты зашкаливает. Главный герой, Гвидо Ансельми, – знаменитый режиссёр, приступающий к работе над новым проектом. Ему сорок три. Все в Италии знают его в лицо. У него жена и масса поклонниц, одолевающих его с утра до вечера. На него со всех сторон наседают работники съёмочной группы, назойливые журналисты, язвительные критики и праздные зеваки. Плюс ко всему, исполнитель центральной роли, Марчелло Мастрояни, неоднократно игравший у Феллини, именно здесь обретает с ним даже физическое сходство.


Бедный Гвидо на пике карьеры и… понятия не имеет о чём, зачем, как и для кого снимать.
Это надо видеть. Два часа исканий, метаний, терзаний. Очень точно. Очень печально. Очень смешно. Очень метафорично. Очень кинематографично.


Да, «8½», смешной фильм, но смех там особого рода – самоироничный. Всем, кто находится в творческом тупике (и всем, кому к а ж е т с я, что оказался в творческом тупике), эту ленту нужно рекомендовать к просмотру в обязательном порядке.


Почти четверть века спустя маэстро снял авторимейк «8½». «Интервью» (1987) тоже фильм о фильме, но здесь Феллини уже не прячется за масками, а честно выступает в роли самого себя (Мастрояни и Анита Экберг из «Сладкой жизни» (1960) также выступают под собственными именами). И в отличие от «8½» никаким кризисом тут не пахнет – перед нами буйный жизнерадостный карнавал, который великий Федерико умел устраивать на экране лучше кого бы то ни было.

Вернуться к содержанию