С вами Алсу Скворцова и рубрика #кинокадр_Скворцова_мм
В жизни всё связано со всем.
В искусстве – тем более.
Сегодня мы проследим развитие одной нити визуального искусства, подтверждающей этот тезис. Посмотрим на то, как на протяжении почти 60 лет выдающиеся режиссёры из разных стран изображали в кино Средневековье.
Конечно, кино влияет в первую очередь на кино.
Однако избранный предмет – Средневековье правдоподобное или фантазийное – неизбежно заставляет режиссёров и операторов ориентироваться на изобразительное искусство, иконопись и живопись.
Поэтому кадры из фильмов перемежаются картинами двух великих старинных художников.
Уж их-то совершенно точно все выбранные для этого поста режиссёры знают назубок.
В каждом кадре два изображения.
Нижняя часть одного кадра и верхняя часть следующего принадлежат либо кисти одного художника, либо взяты из одного и того же фильма.
Образуется цепочка. По выстроенной цепочке, надеюсь, достаточно отчётливо видна преемственность и взаимосвязь образов.
Первая картинка- Питер Брейгель Старший "Притча о слепых" 1568 год (искусствоведы считают, что на картине есть явные признаки того, что двое из слепцов ослеплены насильно, еще одна параллель с "Андреем Рублевым") нижний кадр - из фильма Ингмара Бергмана "Седьмая печать" (оператор Гуннар Фишер), 1957.
Вторая картинка - Бергман и кадр из фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев" (оператор Вадим Юсов), 1966
Третья - "Андрей Рублев" и одна из самых знаменитых картин того же Питера Брейгеля Старшего "Охотники на снегу", 1565
Четвертая - Брейгель "Ярмарка в день святого Георгия" 1554-1562 и кадр из фильма Алексея Германа (операторы Владимир Ильин и Юрий Клименко) 2013г. Один из знаменитых "долгостроев", первые кадры фильма были сняты в 1999 году.
Пятая - Герман и Иероним Босх "Корабль дураков", около 1500 г.
Ингмар Бергман - один из любимых режиссеров Тарковского. Мнение же самого Бергмана о Тарковском передают его слова:
“Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда.
Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали.
Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно.
Нашелся человек, сумевший выразить то, что мне всегда хотелось, но не удавалось, — это обнадеживало и вдохновляло.
Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон”.