БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Семейное кино: Ингмар Бергман

Мы продолжаем говорить об отражении темы семьи в кино.
И конечно, мы не можем пройти мимо опыта Ингмара Бергмана (1918-2007).
Бергман – одна из немногих «икон» мирового кино, без преувеличения сравнимый с титанами эпохи Возрождения. В его родной Швеции только один человек культуры пользуется такой же известностью, как и он (это Астрид Линдгрен), но там к Бергману отношение неоднозначное, с почтительным холодком. Одновременно уважительное и настороженное восприятие режиссёра психологически объяснимо: он подавляет своим масштабом. Именно Бергман стоял у истоков таких явлений, как авторский и интеллектуальный кинематограф, зародившихся на рубеже 1940-50-х.
За свою немыслимо долгую кинокарьеру Бергман снял более 60 кино- и телефильмов, параллельно ставя пьесы и оперы (около 150!).
Бергмановские персонажи часто находятся в психологическом тупике, обделены любовью, неспособны установить нормальные отношения с близкими и прийти к гармонии с самими собой.
Но этот великий скептик одновременно был одним из самых тонких и чутких гуманистов мирового кино. Даже самые его мрачные ленты не лишены проблеска надежды, а некоторые, как во многом итоговая «Фанни и Александр» (1982), содержат ряд истинно смешных и жизнеутверждающих эпизодов.
Фанни и Александр – сестра и брат, дети в большой семье Экделей, чью жизнь мы наблюдаем в последнем масштабном кинополотне творца, за которое он по праву получил четыре «Оскара» и «Золотой глобус» в придачу (позже он снимал только камерные ленты). Действие картины разворачивается в начале ХХ века в родной Бергману Упсале и, конечно, в фильме воплощены многие личные переживания мастера, но всё же перед нами не автобиография.
Подобно «Рокко и его братья» или «Крёстному отцу», лента лишь формально держится за одну тему, в данном случае семейную. На самом деле однозначно определить её жанровую природу едва ли возможно. Здесь настоящее эпическое полотно, в котором есть всё: семья и сиротство, любовь и ненависть, творчество и пустота, душевная щедрость и эмоциональная глухота, простые земные радости и глубины мистики.
Важный практический момент: фильм существует в короткой трёхчасовой версии и полной пятичасовой. Они отличаются не только хронометражом: по сути это два разных высказывания. Поэтому не могу настаивать, но очень рекомендую найти всё-таки полный вариант – поверьте, вы не пожалеете.

Семейный опыт у самого Бергмана был очень богатый – только женат он был пять раз и имел от жен и внебрачных связей девятерых детей, многие из которых стали работать в мире искусства. «Он – великий художник, и он ребенок по сей день – вы, конечно, понимаете, что это
взаимосвязано... Он не позволил себе вылечить ни одну свою душевную травму, не позволил себе забыть ни одной из дарованных ему радостей – потому что он берег этот драгоценный материал душевной жизни для творчества. Его память чувств – это колоссальный, самый главный его труд» – говорила о нем Лив Ульман, одна из главных бергмановских актрис, которая, кстати, тоже долгое время была его женой.
Так что, прежде чем отправляться к психологам, стоит подумать, не использовать ли свои травмы для того, чтобы стать великим художником :)

Следующая
Вернуться к содержанию