БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Семейное кино: Лукино Висконти

Семейная тема в кино необъятна. Почти все великие режиссёры отдали ей дань. Давайте вспомним сегодня о двух картинах человека, которого считают главным аристократом мирового кинематографа, – о Лукино Висконти (1906-1976).

Аристократизм Висконти надо понимать в самом прямом смысле: он представитель старинной итальянской фамилии, ведущей начало с XII (!) века. «Его полное имя и титул – дон Лучано Висконти ди Модроне, граф Лонате Поццоло, синьор ди Корджело, консиньор ди Сомма, Кренна и Аньяделло, миланский патриций» (Википедия).

Висконти был необычайно многосторонней и парадоксальной личностью: сказочно богатый дворянин – и член итальянской коммунистической партии, ценитель женской красоты – и приверженец нетрадиционной сексуальной ориентации, утончённый эстет – и один из основателей неореализма, направления в кино, интересующегося жизнью простого люда… Добавьте к этому энциклопедические познания в литературе, живописи, музыке, театре (Висконти прославился и как оперный постановщик), а также безупречно-изысканное поведение в обыденной жизни и непреклонно-тираническое – на съёмочной площадке. Один из его коллег вспоминал: «Лукино старался, чтобы люди вели себя с ним непринуждённо. Но это ему не удавалось – он всем внушал трепет».

Висконти снял 13 полнометражных лент и один мини-сериал («Людвиг»), и едва ли не каждый его фильм становился культурным событием национального или мирового масштаба. Во всех его картинах внимание режиссёра обращено на человеческие чувства, а тема семьи в большинстве из них выходит на первый план. Но только в двух фильмах тема предъявлена уже в названии: «Рокко и его братья» и «Семейный портрет в интерьере».

«Рокко и его братья» (1960) – эпическая драма о большой семье Паронди, состоящей из матери и пяти сыновей. Они переезжают из бедного деревенского Юга в богатый северный Милан искать лучшей доли. У фильма напряжённый сюжет, электрической дугой которого оказываются отношения двух братьев, «ангелоподобного» Рокко (Ален Делон в своей лучшей форме) и «демонического» Симоне. Лента до сих пор впечатляет шекспировским размахом и глубиной проработки характеров. «Рокко…» повлияла на множество работ, начиная от «Крёстного отца» Френсиса Форда Копполы и заканчивая «Бешеным быком» Мартина Скорсезе.

Фильм стал самым большим коммерческим успехом Висконти на родине и в 1960-ом уступил по сборам только «Сладкой жизни» Федерико Феллини, выпущенном в том же году. 1960-ый в мировом кино вообще был немыслимо урожайным: Ингмар Бергман снял «Девичий источник», Микеланджело Антониони - «Приключение», Жан-Люк Годар - «На последнем дыхании», Билли Уайлдер - «Квартиру», Стэнли Кубрик - «Спартака», Альфред Хичкок - «Психо», Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер «Подглядывающего», Акира Куросава «Плохие спят спокойно» и тд.

«Семейный портрет в интерьере» (1974) – поздний шедевр мастера, в котором он сознательно подводит итоги своей жизни и творчества.
Одинокий, пожилой, сверхинтеллигентный американский профессор (в блестящем исполнении Берта Ланкастера) живёт в огромной римской квартире, больше напоминающей музей...
Если обойтись без спойлеров, то на персонажа, всю жизнь прожившего без тесных человеческих связей, под занавес его существования как снег на голову сваливается Семья. Со всеми её прелестями и тяготами. За короткий период он словно бы проживает стремительную версию семейной жизни: с сильными увлечениями, отчаяньем, страстями и ответственностью.

Думаю, самое время познакомиться с шедеврами Мастера.
Приятного просмотра!

Следующая
Вернуться к содержанию