БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Натела Григалашвили (Natela Grigalashvili)

Натела Григалашвили (Natela Grigalashvili) для меня абсолютно летний фотограф, наверно потому, что здесь Грузия, цвет (хотя и чб тоже), природа, колорит.

Натела родилась в 1965 году в горной деревне в Хашури, в доме под огромными горами рядом с лесом. Там провела свое детство. Так и считает, природу, просторы - главным жизненным сокровищем, а детство - самым прекрасным периодом жизни.
В 16 лет Нателе пришлось покинуть родную деревню, чтобы получить образование в художественном профессиональном лицее им. М. Тоидзе в Тбилиси. После работала художником-декоратором в Государственном театре миниатюр. Мечтала стать кинорежиссером. Именно благодаря увлеченностью кино Натела пришла в фотографию, изучала ее самостоятельно, сперва на черно-белую пленку, потом цветную цифру.
Первое, что Григалашвили фотографировала - свою родную деревню, людей, природу в ней.

Для Нателы фотография всегда была тем, "что сохраняет историю" и многое из того, что попало в ее кадры уже не существует в реальности, зато остается в памяти благодаря снимкам.
Основным ее творческим интересом были и остаются этнические меньшинства в Грузии, разные культуры - "главное богатство страны".

Фотосерии Григалашвили почти всегда представляют собой репортажную съемку, с погружением автора в культуру, быт, традиции тех, кого она снимает в своих долгосрочных проектах.

Фотоработы «Земля духоборов» рассказывает о повседневной жизни духоборов (русская протестантская православная секта), проживающих в селе Гореловка Джавахетского региона. Проект «Последние дни грузинских кочевников» - о жизни семей горной Аджарии, в регионе, где в 18 деревнях еще сохранились традиции и старинный уклад жизни. Серия фотографий «Женщины Панкисского ущелья» открывает особенности жизни женщин этнических чеченских и ингушских общин.
«Мышиная деревня» - воспоминания о родной и ныне почти заброшенной деревне Тагвети. «Книга моей матери» снова повесть про родное село и отношениях художницы с матерью.

Идея снимать подобные проекты началась с увлеченности грузинской историей, людьми. Да даже желания снимать проекты изначально скорее и не было. Важно было не просто знать, как живут, важно было сохранить.
Люди переезжают в города, деревни, традиции вымирают.

Не так много удалось найти про Григалашвили, но для меня ее фотографии они и есть отражение ее жизни, мироощущений, они богаче, чем факты из биографии.
Здесь жизнь, настроение, цвета, характеры. Как вам кажется?

Кроме работы над проектами, Натела преподает фотожурналистику в Тбилисской государственной академии искусств на факультете Фотографии. В 2015 году становится основателем первого в Грузии документального фотоагентство Kontakt Photos.

И еще один особенный факт. Натела Григалашвали организует фотоклубы в разных регионах Грузии, она учит фотографии жителей деревни, говоря о том, что фотография помогает им находить и открывать необычное в привычном, видеть больше красоты вокруг и, конечно, сохранять ее для остальных.

Для меня история Григалашвили снова и снова о том, как рождаются проекты и идеи для съемок. Только из того, что близко, что имеет ценность для вас лично и что еще важнее, когда вы идете в свой интерес, туда, куда тянет, потому что по другому не принимаете.

 

Автор текста Ольга Виноградова

Следующая
Вернуться к содержанию