БИБЛИОТЕКА ММ

Предыдущая

Сол Лейтер

 Сол Лейтер ( Saul Later) - романтик уличной съемки.


Для меня самые утонченные и романтичные снимки Манхеттена сделаны Солом Лейтером. С его помощью я влюбилась в Нью-Йорк. Сколько раз, гуляя по его улицам, я встречала такие сюжеты и истории, признаюсь честно, мне не удавалось передать их с такой нежностью..


Сол Лейтер родился в 1923 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания, и по настоянию отца готовился стать раввином. Но уже в подростковом возрасте потянулся к искусству и занялся живописью. В 1946 году переехал в Нью-Йорк, намереваясь стать художником. Дружба с профессиональным фотографом Уильямом Юджином Смитом подтолкнула его к фотографическому искусству. Хотя от живописи он не отказался.


Благодаря живописи Сол Лейтер стал пионером цветной фотографии, человеком который опередил время и совершил революцию в цвете. Работы Сола Лейтера — настоящий клад, остававшийся ненайденным так долго по причине удивительного характера этого человека. Лейтер никогда не стремился к славе.


В 1953-м Эдвард Стайхен, тогда бывший куратором в Нью-Йоркском музее современного искусства, организовал выставку под названием «Вечно молодой незнакомец», в которую вошли 25 работ Лейтера. В том же году Сол открыл фотостудию на Бликер-стрит, где занимался рекламной и фэшн-съемкой, делал портреты. Со временем его снимки привлекли внимание художественного редактора Генри Вулфа, который начал давать работу Солу. Его фотографии стали публиковаться в таких журналах, как Esquire и Harper’s Bazaar.
Переломный момент в его творческом становлении состоялся в 1957 году, когда в MoMa в Нью-Йорке во время конференции «Экспериментальная фотография в цвете» Сол Лейтер был официально признан автором цветной фотографии.


В 70х карьера Лейтера пошла на спад. Как всякий художник, он не любил следовать правилам, ему трудно давались коммерческие заказы, а конкуренция все возрастала. В это время Сол продолжал фотографировать для самого себя: как в цвете, так и в монохроме. Камера всегда была при нем — был ли он дома, выходил ли на улицу, сидел ли в кафе. Он сделал целую серию снимков из окна собственной квартиры. Ему очень нравилось снимать через стекло — так, чтобы изображение отражалось в нем или было замутнено каплями воды. Двусмысленность, недосказанность, неясные фигуры, порой полное отсутствие сюжета и характерная цветовая гамма — однажды увидев фотографии Лейтера, вы уже не перепутаете их ни с чьими другими.


Фотокамера была для него инструментом идеализации действительности. Даже среди Манхэттенского динамичного муравейника ему удавалось вырвать уникальные моменты умиротворения.


После десяти с лишним лет тяжелых времен Сола снова заметили. В 93-м Ховард Гринберг, владелец нью-йоркской галереи, открыл для себя черно-белые снимки Лейтера. Он связался с фотографом и предложил ему организовать выставку. Так работы Сола вновь оказались в центре внимания.


Затем прошли еще несколько выставок, появилась его книга « Ранний цвет» , затем двухтомник « Ранний монохром» . В 2014 году , уже после смерти автора, вышел документальный фильм «Без спешки: 13 уроков жизни от Сола Лейтера»


«Должен признаться, я очень уважаю определённые представления о красоте, хотя для кого-то эта идея старомодна. Некоторые фотографы считают, что, снимая человеческие страдания, они решают серьёзные проблемы. Я не думаю, что в страданиях больше глубины, чем в счастье», – Сол Лейтер. И в этом весь Сол.

 

​​​​​​​Мария Глебова

Следующая
Вернуться к содержанию