о киноцитатах

Здравствуйте, в эфире рубрика #кинокадр_Скворцова_мм ) 
Мы уже говорили об изображении средневековья в фильмах великих режиссеров и о неизбежных в этом жанре отсылках к изобразительному искусству. 
Сегодня я бы хотела продолжить разговор на эту неисчерпаемую тему и показать, сколь разными способами и на каких разных уровнях эта связь может осуществляться. 
Начнем с довольно простого случая, когда в фильме появляется само живописное изображение - например, те же “Охотники на снегу” Брейгеля появляются в “Солярисе” Андрея Тарковского (оператор Вадим Юсов, 1972), множество полотен (Алекса Колвилла, Норваля Мориссо, Пола Пило и др. ) можно увидеть в “Сиянии” Стэнли Кубрика (оператор Джон Элкот, 1980). 
Другой уровень связи - фильм рассказывает о художнике или его окружении, например, “Девушка с жемчужной сережкой” (режиссер Питер Веббер, оператор Эдуардо Серра, 2003) или “Призраки Гойи” Милоша Формана (оператор Хавьер Агирресаробе, 2006). 
При этом колористика и свет в фильме выдерживаются в стиле художника. 
Интересный случай - синтез двух вышеприведенных способов - одна из новелл в фильме Акиры Куросавы “Сны” (операторы Такао Сайто и Масахару Уэда, 1990 ), в котором герой попадает внутрь картин Ван Гога. 
Еще один уровень - когда в фильме используются цитаты из живописи, но для того чтобы их считать, необходимо знать живописный оригинал. 
Сегодня приведу несколько примеров киноцитат, обращающихся к картинам великих художников.
Первый кадр - “Возвращение” Андрея Звягинцева (оператор Михаил Кричман, 2003) и “Мертвый Христос” Андреа Мантеньи (между 1466 и 1500г.) 
Второй кадр - “Солярис” Андрей Тарковский (оператор Вадим Юсов, 1972 ) и “Возвращение блудного сына” Рембрандт ван Рейн (1666-1669) 

Третий кадр - фильм “Уильям Тёрнер” Майка Ли (оператор Дик Поуп, 2014) и «Последний рейс корабля „Отважный“» — картина Уильяма Тёрнера, 1839