История фотографии: камера-обскура

Здравствуйте, друзья!

С вами Лена Герасимова @parayuga и я буду рассказывать вам об истории фотографии.

Начнём мы с камеры-обскуры, праматери фотоаппарата.
Напомню, что это «тёмная комната», в которую через небольшое отверстие в стене просачиваются лучи света, отражённые от ярко освещённых объектов. И, попадая на противоположную стену, создают перевёрнутую картинку той отражённой реальности. Не самую чёткую, но всё же.

Первые упоминания об этом эффекте встречаются ещё в IV веке до н.э. В Средние века камера-обскура служила астрономам – с её помощью наблюдали затмения. Но на этом её возможности себя исчерпывали…
До XV века. Именно тогда в Нидерландах уже хорошо научились делать стеклянные зеркала, а в Италии – линзы.

Технологии дали толчок науке. И это странным образом совпадает с кардинальными изменениями в живописи. Полотна становятся более реалистичными, появляется уникальная перспектива.

Интересно, что герои полотен часто оказываются леворукими (камера-обскура всё ещё передаёт изображение отзеркаленным). И сами полотна – будто не сфокусированными по бокам… Не это ли – доказательства революционного использования линз в отверстии камеры-обскуры?
Отображение объектов на стене стало чётким и его вполне можно было…обвести с другой стороны.

В начале XXI века появилась гипотеза Хокни — Фалько, утверждающая, что прорыв в живописи эпохи Возрождения был обусловлен развитием оптики, научившей художников запечатлевать перспективу с её помощью. Это ещё не доказанная, но и не опроверженная, гипотеза.

Существует теория, что и Да Винчи использовал камеру-обскуру для зарисовки пейзажей заднего плана. Но это предположение. А вот то, что в XVIII веке многие художники осознанно выбирают камеру-обскуру для максимально точной передачи городских видов – факт. К этому времени её применение в искусстве перестаёт быть тайной. И сама она становится компактной, оснащённой объективом и зеркалом.

К XIX веку желание человека запечатлеть реальность достоверно было удовлетворено, и живопись начинает своё движение к свободе и импровизации. И начинается новый этап развития камеры-обскуры.
Но об этом – в следующих постах #историяфотографии_мм

Автор фото @o.dubskih #лучшее_мм